ВЕК XXI,
эпоха “High Tech” социологии
Странный этот Новый год-2000. Вроде бы весь мир готовится как-то по-особому отметить приход грядущего века. Подводятся итоги века нынешнего, размышляют о будущем. А у нас в это время из-за всей социально-политико-экономической и военной кутерьмы пока можно заметить в основном какую-то вялость, апатию, накопившуюся усталость. Что-то не видно особого оживления и в научных кругах. Нет признаков полного понимания того, что Новый год календарно узаконит фактическое вступление в свои права фантастически новой эры – эпохи высоких технологий и совершенного расшатывания традиционных жизненных устоев.
Мы еще как-то не осознали, что уже живем в совершенно необычном времени, очень далеком от того, в котором сформировались основные бытующие представления, социальные институты, нормы и традиции, социальные учения. Но оглянитесь вокруг. В космосе летают орбитальные станции, а запуски ракет перестали быть событием. Мы уже не можем жить без компьютеров, водопадов информации, без путешествий вокруг всей Земли, ставшей вдруг чрезвычайно малой и совсем не загадочной. Человечество организовало прогулки даже по Луне. Гигантская Метагалактика стала вполне обыденным предметом разговора даже в рамках школьного курса астрономии. Пересаживается сердце и другие органы; зародыши живого теперь можно получить просто “в пробирке”. Появились трансгенные животные и растения, у которых можно достаточно оперативно и точно сформировать важные, значимые и удобные для человека свойства.
Принципиальное обновление жизни стремительно произошло на глазах людей, еще не успевших стать пожилыми, а уже стремительно надвигаются новые радикальные изменения. И все это происходит не где-то далеко, но очень близко, т.е. непосредственно связано с нашей жизнью.
Например, современные компьютерные технологии – очень важный фактор организации жизни нынешней молодежи. Скажем, поручается школьнику, студенту или даже аспиранту подготовить некоторый реферат. Нет проблем. Текст реферата просто “дергается” из Интернета или с подходящего компактного диска. Ясно, что по этой причине теряет привычный смысл важный элемент устоявшейся педагогической практики. Или, в свою очередь, как поручать учащимся какие-либо положенные задания на подсчеты (вроде 3х5), если
их головы теперь совершенно свободны и отвыкли от этого, - ведь под рукой (точнее на руке) есть калькулятор, а на столе стоит компьютер. Вообще, когда в наше время преподаватель задает изучение материала, определяемого образовательным стандартом, слушатели тихо или активно недоумевают: зачем это все, если необходимые идеи и факты в случае необходимости теперь так просто получить из доступных информационных ресурсов. Отсюда и неохота заниматься по обычным учебным программам и в обычных формах.Проще всего и увлекательнее всего усваивается информация, потоками льющаяся из средств массовой информации, с разнообразных компактных носителей. Ее много, и это замечательно! Но, к сожалению, поглощается она фрагментарно, формируя контрастное и мозаичное, клиповое сознание. А это вызывает настороженность из-за необычности.
Как не радоваться, что информации изобилие! Причем она подается ныне в замечательно ярком и легко “проглатываемом” виде (прекрасно иллюстрированные и структурированные книжные издания, телевидение, энциклопедии на компактных дисках, Интернет). Просто здорово! … Но в результате происходят хаотизация мышления и элементарное информационное переедание. Вообще, заметно, что рождается феномен “информационного обжорства”, когда потребность в новой, дорогой сердцу информации, становится ненасытной. Уже подмечено, что знамением времени стала фраза “Ну, короче!” (т.е. не отвлекай своей болтовней от поглощения более привычной концентрированной информации). Неизбежно возникающий в подобном режиме потребления периодический информационный голод компенсируется разного рода информационными суррогатами. Вот уж, не дай Бог, если однажды вдруг что-то случится с творцами принципиально новой и действительно ценной информации, и поток истощится! Конечно, с одной стороны, вероятность этого может побудить к поддержке науки и искусства. С другой стороны, кажется, такой возможный финал пока не учитывается, так что продолжаются попытки наращивания мощности информационного потребления, для чего ныне пытаются обеспечить прямое соединение человека с Интернетом с помощью вживления чипов прямо в тело человека.
Входит в жизнь дистанционное обучение студентов с помощью компьютерных сетей. Это также грозит порушить многие привычные устои образования. Прежде всего, возникает вопрос, что придется делать множеству освобождающихся преподавателей? Кроме того, думаю, студенты и школьники дремать не будут. Например, соответствующие умельцы – школьные хакеры, видимо, научатся узнавать темы и характер контрольных заданий, добывать правильные ответы к ним. Уж если сегодня они лихо вскрывают базы данных Пентагона и банков, то едва ли допустимы иллюзии относительно прочности образовательных сетей. Во всяком случае, можно не сомневаться, что быстрое и эффективное реагирование молодежи на новые вызовы системы образования несомненно последует (кстати, вы, вероятно, слышали, что современные учащиеся во всю осваивают компьютерные шпаргалки, встроенные в наручные электронные часы?).
Стремительное внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь, просто “ломает” ее. В формирующемся киберпространстве открывается мир колоссальных возможностей самореализации, удовлетворения любопытства, решения практических задач и проблем личного плана. Это и бизнес и развлечения. Это просто новый тип жизни, существования в какой-то
очень нравящейся игроку виртуальной, кибернетической “оболочке”. Формируется необычный феномен “виртуального общества” – общества виртуальных теней, полномочно представляющих живых людей. Это мир, в котором практически любой человек может считать себя почти Богом. Это свой, характерный язык, свои режимы и скорости, свои правила игры-жизни. Это чрезвычайно своеобразное и реальное сообщество разумных существ, в качестве полномасштабного представителя которых наука, правда, все еще продолжает числить лишь традиционного человека по эту сторону экрана. А на подходе еще и высоко развитые системы искусственного интеллекта …Где же и кем разрабатывается социология виртуального человека и виртуального общества, т.е. сообщества тех, кто обживает или уже живет в кибернетическом пространстве? Где и кем разрабатывается социология вообще новых компьютерных технологий и систем?
На первый взгляд, с этим дела обстоят не так уж плохо. Исследователю жизни общества хорошо известно, что такого рода проблемы в принципе рассматриваются в русле индустриальной социологии и футурологии, изучаются в ходе исследования проблематики “информационного общества”, при обсуждении концепций технологического детерминизма. Однако если кто-то проявит определенную настойчивость, то убедится, что реалии отечественной научной жизни почему-то пока не свидетельствуют о пристальном интересе к подобного рода новациям. Проверить это легко: загляните в новые учебники по социологии, перелистайте социологические издания. Не думаю, что Вам удастся найти многого о новых и перспективных технологиях, которые “норовят” перевернуть нашу жизнь.
Мне кажется, что наша проблема в том, что мы входим в эпоху высоких технологий вслепую, - все это надвигается с неизбежностью, но научное сообщество живет так, словно в жизни нашего общества нет этих мощных факторов, или что они не станут таковыми уже в ближайшем будущем.
Причем, важно иметь в виду и то, что “Хай тек” (высокие технологии), не ограничиваются только информационными системами, радикально меняющими нашу жизнь. Скажем, следом надвигаются успехи в биомедицинских технологиях. В том числе, похоже, возможности значительного и резкого омоложения. Как вы понимаете, такое достижение науки и практики изменит всю картину демографической динамики и функционирования социумов (перенаселение; изменение возрастных ролей, в том числе возвращение высокого статуса “взрослым” поколениям; возникновение угрозы новых злоупотреблений; угроза “вечного брака”, с “пожизненной семьей”, отчего можно, наверное, сойти с ума; вероятность того, что “избранников” трудно будет сгонять, простите, переизбирать, с насиженных мест, а наш президент обязательно будет готов отдать себя в служение народу на всю очень долгую жизнь). С другой стороны, на общество готовятся обрушить “нанотехнологии”, т.е. погрузить людей в атмосферу из микророботов. Возможно, это только нам во благо. А если нет? Кого заботит пока этот вопрос?
Думаю, приведенных упоминаний достаточно, чтобы заключить: нам не обойтись без специального формирования особого раздела социологии, - “High Tech социологии” (“социологии высоких технологий”. Ее задачей должно стать специальное отслеживание признаков вызревания и тенденций развития и внедрения новых мощных технологий, способных принципиально повлиять на характер существования и развития социумов. Как представляется, нам рано или поздно придется к этому придти. Ведь даже столь популярный уже Интернет развивается и используется стихийно и без стратегических ориентиров. Об этом говорят специалисты-компьютерщики. Об этом же свидетельствуют подборки материалов в таких известных и распространенных российских изданиях, как Планета Internet, Мир Internet, HARD’N’SOFT, Компьютер в школе, Компьютерра, PC magazine (Компьютер сегодня), Хакер.
Анализ показывает, что фактически ныне существуют две довольно независимые линии в подборке материалов в отечественных печатных изданиях, близких по профилю к тематике “хай тек социологии”. В специализированных журналах по информатике (которые были только что упомянуты), ярко описываются новинки компьютерных технологий, их преимущества, но практически не исследуется возможная социальная жизнь всех этих достижений. В то же время для специализированных социологических изданий типа “СОЦИСа”, этого фактора общественной жизни как бы не существует вообще. Хотел бы подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о критике в целом хорошего и интересного издания, но приводится просто констатация сложившейся традиция не забираться в “чужую” тематику. Но времена меняются, так что то, что вчера было не очень важным, сегодня может стать очень даже значимым. На это и хотелось бы обратить внимание.
Как это видится сегодня, выделяемое обсуждаемое направление социологических исследований должно было бы сконцентрироваться на изучении трех видов задач:
Словом, потенциальной “социологии высоких технологий” явно не грозит безработица.
Можно подумать, что этим достаточно заниматься прямо в рамках соответствующих уже выделившихся разделов и направлений социологии и социологических исследований. Думаю, что лучше все же пойти по пути концентрированного развития новой проблематики:
Можно, конечно, ничего этого не делать. Но вот вам одна реальная история. Учительница по информатике вздумала дать обычную контрольную работу известному в данной школе “компьютерному гению” по прозвищу “Ванек”. Он был настолько оскорблен, что от его праведного гнева все компьютеры школы просто “взбунтовались”. В конце концов, учительнице пришлось идти и извиняться, после чего все внезапно пришло в норму. Хочется верить, что мы еще не попали в положение этой учительницы. Но ведь это может оказаться временным утешением?
Александр Крушанов