_Возврат  

B.

СИТУАЦИЯ ПРЕДСТАНДАРТА I:

МНОГОЗНАЧНЫЕ ТЕРМИНЫ ШИРОКОЙ ПРИМЕНИМОСТИ

К многозначным относятся термины (термины-“кентавры”), фиксирующие и выражающие в знании одновременно несколько различных понятий. Разрешение ситуации предстандарта предполагает выявление, дистанцирование всех сгруппированных подобным образом отдельных смыслов и закрепление каждого важного из них с помощью автономного подходящего термина (“монотерма”). Исходный термин после специального уточняющего доопределения может быть трансформирован в один из монотермов. Таким образом задается ясная и четкая стандартная номенклатура соответствующей области науки.

В настоящее время широкое хождение имеют, например, следующие общезначимые кентавры:

МАТЕРИЯ

МАТЕРИЯ I - синоним “вещества”.

МАТЕРИЯ II - непосредственная реальность, противопоставляемая трансцендентной, глубинной реальности.

МАТЕРИЯ III - всеобщая субстанция, противопоставляемая конкретным вещам (при таком понимании выступает как аналог трансцендентного)

МАТЕРИЯ IV - все существующее (при таком понимании выступает как аналог реальности вообще).

ЯВЛЕНИЕ

ЯВЛЕНИЕ I - то же, что “объект”.

ЯВЛЕНИЕ II - пластичная часть содержания объекта, противопоставляемая его сущности.

ФОРМА

ФОРМА I - внешняя конфигурация объекта (“внешняя форма”).

ФОРМА II - структура объекта (“внутренняя форма”).

ОБЩЕСТВО

ОБЩЕСТВО I - объединение людей, связанных отношениями, обеспечивающими их жизнедеятельность, самореализацию, воспроизводство и развитие; представляет собой предмет изучения наук социологического цикла.

ОБЩЕСТВО II - система, представляющая собой форму естественного включения “общества I” в мир природных объектов. Особенностью данной естественной природной системы является то, что ее существование и развитие определяется и направляется внутренней регулятивной деятельностью людей. В этом случае лучше говорить о “ноосистеме” (в пределе предстающей в виде ноосферы). В ноосистему входят не только отдельные индивиды, их объединения различного рода (организации) и духовные ценности, но и техника, сооружения, фрагменты живой и неорганической природы. Только все они в единстве составляют целостность, обладающую подлинной автономией. В космическую ткань бытия вплетены именно ноосистемы, а не просто сообщества “голых” людей, живущих и действующих вне тела материальной культуры.

ДВИЖЕНИЕ

ДВИЖЕНИЕ I - любое изменение.

ДВИЖЕНИЕ II - изменения типа механических перемещений, являющиеся в принципе безразличными к инверсии времени (в отличие от процессов типа развития).

РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ I - направленное изменение с качественными переходами; изменением данного типа считается и переход от простого к сложному, более организованному (“прогресивное развитие”), и преобразование противоположного характера (“регрессивное развитие”).

РАЗВИТИЕ II - изменения только прогрессивного характера; в этом случае противоположные им перемены называют “дезорганизацией”, “деструктивными изменениями”, “регрессом”.

ЭВОЛЮЦИЯ

ЭВОЛЮЦИЯ I - то же, что и “развитие”.

ЭВОЛЮЦИЯ II - процессы типа развития, но только постепенного, количественного характера, без резких скачков.

ПРИРОДА

ПРИРОДА I - все существующее.

ПРИРОДА II - все существующее, не входящее в ноосистемы.

ПРИРОДА III - сущностное содержание объекта.

ПРИЧИНА

ПРИЧИНА I - главный из порождающих следствие факторов; остальные факторы расматриваются как “условия”.

ПРИЧИНА II - вся совокупность факторов, обусловливающих появление определенного следствия.

ЗАКОН

ЗАКОН I - необходимая, повторяющаяся связь в Природе (“закон Природы”).

ЗАКОН II - отражение закона природы в научном знании (“закон науки”).

ЗАКОН III - “юридический закон”.

ФАКТ

ФАКТ I - само “событие”, интересующее исследователя.

ФАКТ II - результат отражения “события” в знании, его образ.

ТЕОРИЯ

ТЕОРИЯ I - развитая, дедуктивно построенная система знания.

ТЕОРИЯ I.1 - совокупность законов, исходных принципов дедуктивной системы знания и общих выводов.

ТЕОРИЯ II.2 - совокупность не только законов, исходных принципов и общих выводов дедуктивной системы знания, но и всех конкретных следствий из них. То есть в этом случае эмпирический базис также включается в состав теории.

ТЕОРИЯ II - любое достаточно обширное знание, систематизированное на основе некоторой базовой концепции.

ПОНЯТИЕ

ПОНЯТИЕ I - мысль, фиксирующая совокупность всех существенных признаков отображаемого объекта.

ПОНЯТИЕ II - мыслительная единица, позволяющая распознавать соответствующий объект на основе весьма свободного учета его признаков.

ЧУВСТВЕННОЕ

ЧУВСТВЕННОЕ I - уровень познавательной деятельности, осуществляемой с помощью наших органов чувств.

ЧУВСТВЕННОЕ II - вызывающее эмоции.

ИНФОРМАЦИЯ

ИНФОРМАЦИЯ I - то же, что и “сведения”.

ИНФОРМАЦИЯ II - то же, что и “сложность” объекта; это словоупотребление возникло в связи с разработкой и приложением К.Шенноном удачной формулы для оценки сложности передаваемых сообщений.

ИНФОРМАЦИЯ III - отображение, слепок, результат некоторого отражательного процесса, используемый для формирования управляющих воздействий.

ИНФОРМАЦИЯ IV - не любое отображение, но простейшее, неструктурированное, противопоставляемое высоко упорядоченному “знанию” (версия разработчиков компьютерных баз данных).

ФИЗИЧЕСКИЙ

ФИЗИЧЕСКИЙ I - являющийся предметом изучения физики.

ФИЗИЧЕСКИЙ II - то есть имеющий вполне определенную субстратную определенность; так, говорят, что “кибернетика занимается закономерностями управления, проявляющимися в объектах различной физической природы (т.е. в социальных, биологических, технических системах)”.

ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ I - бытие объекта в прошлом.

ИСТОРИЯ II - наука о прошлом.

ТОЧНОСТЬ

ТОЧНОСТЬ I - адекватность существу объекта

ТОЧНОСТЬ II - уровень воспроизведения количественных особенностей объекта (метрическая точность).

СОЗНАНИЕ

СОЗНАНИЕ I - вся психическая деятельность, присущая человеку и обществу (этот смысл подразумевается при обсуждении проблемы соотношения общественного бытия и общественного сознания, материи и сознания).

СОЗНАНИЕ II - часть психической деятельности, противопоставляемая, с одной стороны, “самосознанию”, а, с другой стороны, “бессознательному”, “неосознаваемому”.

РАЦИОНАЛЬНОЕ

РАЦИОНАЛЬНОЕ I - логическое, точное, строгое, жесткое познание в отличие от более свободного иррационального.

РАЦИОНАЛЬНОЕ II - эффективное, позволяющее достигать цели (скажем, так могут характеризоваться решения, деятельность).

ИСТОРИЧЕСКОЕ

ИСТОРИЧЕСКОЕ I - познание, обращенное к реконструкции прошлого.

ИСТОРИЧЕСКОЕ II - познание, обращенное к воспроизведению объекта в его единичности, конкретности; индивидуализированное отображение объекта, противопоставляемое генерализирующему подходу, дающему “логическое” .

ЭМПИРИЧЕСКОЕ

ЭМПИРИЧЕСКОЕ I - непосредственное, обращенное к отображению внешнего в объектах.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ II - неразвитое, первоначальное, “описательное” знание.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ I - знание о сущностном, глубоком.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ II - хорошо развитое, зрелое знание, оформленное в виде теории.

ИДЕАЛИЗМ

ИДЕАЛИЗМ I - признание того, что первосубстанция имеет психическую природу.

ИДЕАЛИЗМ II - признание того, что существует трансцендентный мир объективных прообразов наших общих, родовых, идей (фактически в этом случае лучше говорить о “реализме”).

МЕТАФИЗИКА

МЕТАФИЗИКА I - то же, что “философия”.

МЕТАФИЗИКА II - антидиалектика.

ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ I - познавательная деятельность, ориентированная на осмысление предельных оснований бытия человека (и соответствующий массив знания).

ФИЛОСОФИЯ II - то же, что “концепция”, “учение”, т.е. некоторое исходное концептуальное построение.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ I - то же, что и “комплексность” (скажем, в этом видят междисциплинарность космонавтики).

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ II - характерное для нескольких внешне различных дисциплин, сходное в них (в этом смысле междисциплинарна синергетика).

СУЩЕСТВЕННОЕ

СУЩЕСТВЕННОЕ I - определяющее в объекте, сущностное.

СУЩЕСТВЕННОЕ II - важное своими практическими аспектами и следствиями.

СИМВОЛ

СИМВОЛ I - элемент формального языка.

СИМВОЛ II - некоторый знак, которому люди придают особо значимый смысл (“символ веры”).

ТЕРМИН

ТЕРМИН I - знаковый конструкт, имеющий единственное и строго закрепленное значение.

ТЕРМИН II - знаковый конструкт, функционирование которого не определено жесткими рамками.

ТЕКСТ

ТЕКСТ I - только письменный текст.

ТЕКСТ II - любой объект, который может рассматриваться как источник скрытой информации.

ДОКУМЕНТ

ДОКУМЕНТ I - материальный носитель + содержащийся на нем текст.

ДОКУМЕНТ II - только материальный носитель.

ДОКУМЕНТ III - только текст.

ДОКУМЕНТ A - только текст, имеющий юридическое значение.

ДОКУМЕНТ B - любой текст.

СУБЪЕКТ

СУБЪЕКТ I - носитель сознания, противопоставляемый некоторому “объекту”.

СУБЪЕКТ II - то же, что “объект” (принято в логике).

ДЕЛЕНИЕ

ДЕЛЕНИЕ I - то же, что “конкретизация” (в логике).

ДЕЛЕНИЕ II - дробление объекта на составляющие части (в физическом смысле).

ЗНАК

ЗНАК I - любой доступный для восприятия материальный объект, выступающий в познавательной деятельности представителем, заместителем другого объекта (при таком понимании сюда попадают и так называемые “естественные знаки”).

ЗНАК II - любой доступный для восприятия, автономный (т.е. распознаваемый как целостность) материальный объект, служащий в познании представителем некоторого понятия:

ЗНАК II.1 - знаковый объект, рассматриваемый в неразрывной связи с фиксируемым понятием.

ЗНАК II.2 - знаковый объект, рассматриваемый самостоятельно, без фиксируемого им понятия.

 

СИТУАЦИЯ ПРЕДСТАНДАРТА II:

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ ШИРОКОЙ ПРИМЕНИМОСТИ

К “параллельным” терминам относятся такие термины, которые в определенных контекстах могут выступать как взаимозаменяемые. Зачастую они являются практическими эквивалентами, хотя проблема состоит в том, что эта фактическая равнозначность часто маскируется некоторыми вторичными смысловыми оттенками и различием собственно самих знаковых конструктов. Соответственно, ситуации предстандарта подобного рода осознаются далеко не сразу. В настоящее время в философии и, вообще, на наддисциплинарном уровне науки, функционирует весьма много паралельных терминов, объективно создающих “информационный шум” из-за дублирования работы и отвлечения внимания исследователей от сконцентрированности на самых принципиальных, “узловых”, проблемах и явлениях. Нормальным разрешением проблемы является установление научным сообществом некоторой ясной предпочтительности в словоупотреблении (т.е. введение некоторых “нормативных” терминов-стандартов).

К распространенным примерам параллелизма на междисциплинарном уровне сегодня можно отнести следующие случаи:

ОБЪЕКТ

(ОТДЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА, СУБЪЕКТ- в логике, ВЕЩЬ, ИНДИВИД, ЯВЛЕНИЕ I, ДЕНОТАТ, РЕФЕРЕНТ) - некоторая распознаваемая целостность.

КЛАСС

(МНОЖЕСТВО, ТАКСОН, КЛАСТЕР, ЭКСТЕНСИОНАЛ, ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ) - совокупность объектов, характеризующихся общностью архетипа.

ПРИЗНАК

(СВОЙСТВО, КАЧЕСТВО, ПАРАМЕТР, ХАРАКТЕРИСТИКА, ВЕЛИЧИНА, СТОРОНА, ГРАНЬ, ЧЕРТА, ПРЕДИКАТ - в логике, КООРДИНАТА, ИЗМЕРЕНИЕ, МОДУС) - любая распознаваемая определенность интересующего предмета.

СУЩНОСТЬ

(КАЧЕСТВО, СТРУКТУРА, ФОРМА II, ИДЕЯ - у Платона, ИНВАРИАНТ, ЗАКОН I) - необходимое, устойчивое, определяющее в объекте.

РЕАЛЬНОСТЬ

(БЫТИЕ, МИР, ПРИРОДА I, МАТЕРИЯ III, СУБСТАНЦИЯ) - все существующее.

СКАЧОК

(КАЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ, БИФУРКАЦИЯ, КАТАСТРОФА, МУТАЦИЯ) - вид преобразований, при которых прерывается постепенность, монотонность происходящего изменения.

АТРИБУТЫ

(СПОСОБЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ) - главные свойства объекта.

ДВИЖЕНИЕ

(ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ОТОБРАЖЕНИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ) - любое изменение объекта.

РЕФЛЕКСИЯ

(САМОСОЗНАНИЕ, МЕТАИССЛЕДОВАНИЕ, КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, МЕТОДОЛОГИЯ) - познавательная деятельность, ориентированная на осмысление подведомственного ей другого познавательного процесса.

ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД

(АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД, МЕТОД ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ) - способ разворачивания знания, противоположный индуктивному производству знания.

КЛАССИФИКАЦИЯ

(ТИПОЛОГИЗАЦИЯ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, КОМПИЛЯЦИЯ, УПОРЯДОЧЕНИЕ, СОРТИРОВКА, КЛАСТЕРИЗАЦИЯ) - операция отнесения исследуемого объекта к одной из групп объектов, для которых характерна аналогичная совокупность изучаемых свойств.

ЗНАК

(СИГНАЛ, ИМЯ, СЛОВО, ТЕРМИН, СИМВОЛ, ИНДЕКС) - любой конвенциальный объект, призванный служить выражению и фиксации накапливаемого знания.

ИДЕЯ

(ИСХОДНОЕ ПОНЯТИЕ, ИСХОДНЫЙ ПОСТУЛАТ, ИСХОДНАЯ ДОГМА, ПРИНЦИП, КАНОН, НАЧАЛО) - генетически первичная форма отображения сущности изучаемого круга явлений. Исходная “идея” является основой для разворачивания теоретической работы, предполагающей последовательное формирование первоначально “концепции” (как конкретизации “идеи”), а далее, - целостной “теории”.

КОНЦЕПЦИЯ

(УЧЕНИЕ, ДОКТРИНА, ТЕОРИЯ II, ФИЛОСОФИЯ II, ИДЕОЛОГИЯ, ОБРАЗ, ПАРАДИГМА, СХЕМА, ПОДХОД, ОЧЕРК, ЭСКИЗ, ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ, РАМОЧНОЕ СОГЛАШЕНИЕ) - все эти термины используются для выражения такой формы отображения сущности изучаемого круга явлений, которая представляет собой первую конкретизацию исходной основополагающей “идеи”. В результате вырабатывается совокупность утверждений, в явном виде характеризующих основные особенности отражаемой сущности. На последующем этапе познания, связанном с развитием “концепции” в “теорию”, данные базовые утверждения становятся “принципами” теории.

МЫШЛЕНИЕ

(СОЗНАНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ, ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА, РАЗУМ, ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) - любая отображательная деятельность, связанная с мозгом и нервной системой человека.

ФИЛОСОФИЯ I

(МЕТАФИЗИКА I, МИРОВОЗЗРЕНИЕ) - знание о предельных основаниях бытия человека.

ПАРАДИГМА

(ЯДРО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ, КОНЦЕПЦИЯ, ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, ЭПИСТЕМА, ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА, СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ, БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ, ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СХЕМА) - набор основополагающих познавательных ориентиров научного исследования.

УНИВЕРСАЛЬНОЕ

(МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ II, ОБЩЕНАУЧНОЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ, ОБЩЕЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ, АБСТРАКТНОЕ, ФОРМАЛЬНОЕ, ИНТЕГРАТИВНОЕ) - термины, используемые для фиксации знания, которое не характеризует объекты только одной конкретной физической природы (кибернетика, системные исследования, синергетика, математика, философия).

ИНТЕГРАЦИЯ

(СИНТЕЗ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ОБЪЕДИНЕНИЕ) - установление общих связей между прежде автономными областями знания.

ЗАКОН НАУКИ

(АКСИОМА, ПОСТУЛАТ, ПРИНЦИП, ОСНОВАНИЕ, УРАВНЕНИЕ, ФОРМУЛА, НАЧАЛО, ДОГМА, КАНОН, ТЕОРЕМА, ИНВАРИАНТ, МАКСИМА, НОРМА, ПРАВИЛО) - все эти термины призваны фиксировать в знании объективные, необходимые, устойчивые взаимосвязи в изучаемых объектах или областях явлений.

ПОНЯТИЕ

(ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ОБРАЗ, АБСТРАКЦИЯ, КОНЦЕПТ, МОДЕЛЬ, ПРОЕКТ ИЗДЕЛИЯ, ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ, АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ, СОЗЕРЦАНИЕ, ИДЕЯ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ) - любая обладающая определенной целостностью и общностью единица знания.

КОГНИТИВНОЕ СЕМЕЙСТВО

(СИНОНИМИЧНЫЙ РЯД, КЛАСС УСЛОВНОЙ ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ, СМЫСЛОВОЕ СЕМЕЙСТВО, СМЫСЛОВОЕ ГНЕЗДО, КЛАСТЕР КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ) - множество терминов, обладающих синонимичными значениями.

НОРМАТИВНЫЙ ТЕРМИН

(ДЕСКРИПТОР, КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО, ТЕРМИН ИНДЕКСИРОВАНИЯ, ИДЕНТИФИКАТОР) - член когнитивного семейства, зафиксированный как приоритетный для использования в познавательной практике, т.е. задающий определенную терминологическую норму или стандарт.

_Возврат 

Сайт создан в системе uCoz