_Возврат  

 

2. РАЗНОВИДНОСТИ ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Соответствующий анализ показывает, что встречающиеся когнитивные образы, даже аккумулирующие знание об одном и том же объекте, могут выглядеть заметно несходными, если между ними имеется хотя бы одно из набора весьма устойчивых и вполне определенных различий в форме представления знания. Такого рода различия можно сделать достаточно обозримыми с помощью развития варианта типологизации когнитивных образов за счет многофасетного оценивания встречающихся в познавательной практике форм представления знания. То есть даже саму форму любого когнитивного образа возможно представить в виде особого "морфологического" понятийного комплекса

Как оказывается, в общем случае любой когнитивный образ (понятие) точнее изучать, имея в виду обязательное существование у него определенной комплексной формы упаковки содержания. Такую форму возможно представить с помощью введения специального набора характерных "морфологических измерений" (фасетов) и их конкретных проявлений (значений), различные содержания которых и порождают встречаемые представления единиц знания. Разумеется, реальные тексты обычно являются сложным сплавом фрагментов, каждый из которых может иметь свою форму представления.

В первом приближении наличие типичных когнитивных морфологических измерений можно проиллюстрировать следующим образом.

ПОНЯТИЯ-АРХЕТИПЫ И ОБЪЕМНЫЕ ПОНЯТИЯ. Для того, чтобы нагляднее представить специфику данной понятийно-терминологической пары, сделаем первоначально некоторый "шаг в сторону", т.е. введем вспомогательную модель:

Приведенную конструкцию будем называть сегментом, уточнив при этом характер и названия его отдельных составляющих. Так, в структуре сегмента различимы следующие компоненты:

1. "Основание сегмента" - узел А;

2. "Дополнения" основания - отдельные линии АВ, АС и не показанные другие, каждая из которых связывает основание А с внутренними и граничными точками овала;

3. "Коллекция дополнений" - множество дополнений в целом;

4. "Реализации" основания - отдельные точки овала (В, С, ... , любые внутренние точки);

5. "Поле реализаций" или, односложно, "домен" - сам овал как множество реализаций.

Особенность основания А заключается в том, что оно выступает наиболее значимым, мощным и первичным компонентом сегмента, являясь определяющим для него, и играя роль фундамента, над которым надстраивается все остальное содержание сегмента. Дополнения в этом случае выступают как такие вторичные пристройки к основанию, которые позволяют получить новые, комбинированные, объекты, названные выше реализациями. Иначе говоря, каждая реализация - это в определенной мере самостоятельная конструкция, получающаяся из сочетания, во-первых, основания (единого для всех реализаций), и, во-вторых, дополнения к основанию.

Теперь можно высказать два важных тезиса:

1. Окружающий нас мир имеет в существенной мере сегментную структуру. Иначе говоря, мир - это множество разномасштабных онтологических сегментов.

2. Научное знание, будучи отображением сегментированного мира, формируется в целом также по аналогичной схеме. Получаемые таким образом ячейки удобно называть когнитивными сегментами.

Для иллюстрации реальной содержательности этих тезисов обратимся, скажем, к гносеологическим представлениям. Одним из важных примеров интересующего нас типа является привычное описание "понятия". Легко видеть, что в целом какое-либо общее понятие описывается именно по схеме сегмента. В качестве основания в таком случае выступает "содержание" исходного понятия (т.е. набор определяющих его признаков). Дополнениями оказываются "отличительне признаки", позволяющие из исходного понятия получить новые, производные, понятия. Сами эти "производные понятия" (видовые или единичные) выступают реализациями исходного понятия. Наконец, получающийся домен предстает как "объем" исходного понятия, т.е. как совокупность всех получаемых из него производных понятий.

Привлечение сегментной модели полезно тем, что она позволяет достаточно просто установить и резко выразить в общем и полном виде единство некоторых сложившихся метатеоретических представлений, которое обычно не замечается или фиксируется весьма неотчетливым образом.

Так, соответствующий анализ показывает, что в принципе одна и та же сегментная структура сегодня описывается с помощью очень разных параллельных понятийно-терминологических средств. Одни из них воспроизводят такую структуру более отчетливо и полно. Другие - менее явно и ограниченно. В последних случаях становится особенно актуальным учет всего эвристичного, что связано с имеющимися аналогичными, но более развитыми наработками. Именно поэтому далее, при перечислении функционирующих в современной науке языковых средств, выражающих те или иные компоненты сегментных структур, термины онтологического и гносеологического порядка (зачастую, кстати, совпадающие) будут упомянуты в едином списке. За счет этого создается возможность при сопоставлении понятийно-терминологических единиц в пределах отдельных групп увидеть полезные параллели и досадные лакуны.

Как представляется, сегодня можно и важно выделить прежде всего следующие соответствия (фактически, когнитивные семейства):

1. Сегмент: понятие, класс, множество, таксон, группа (мат.), объект.

2. Основание: содержание понятия, интенсионал понятия, архетип, сущность, законы (области явлений), инвариант преобразований, (переменная) величина, функция, разделительное понятие.

3. Дополнение: отличительный признак, условие, ограничение.

4. Реализация: событие, явление, проявление, состояние, следствие (теории), элемент (множества, класса), факт, значение (переменной величины), точка (геом.).

5. Домен: объем (понятия), экстенсионал (понятия), предметная область, множество элементов, класс, таксон, область состояний, множество следствий (теории), множество проявлений (сущности), мир, геометрическое место точек, область значений (переменной величины), эмпирический базис (теории), множество событий, область явлений, фазовый портрет.

Возможно, некоторые приведенные сопоставления покажутся не вполне понятными и непривычными. Но они упоминаются совсем не случайно, а именно как итог специального изучения природы сегментных структур. Проблема состоит в том, что, как уже отмечалось, соответствующая структурированность зачастую бывает выраженной очень аморфно и неявно.

Почему в качестве сегмента может рассматриваться, скажем, "объект"? Потому что в познавательной практике объекты прежде всего характеризуются своей единой "сущностью". Но каждая такая сущность являет себя в зависимости от конкретных "условий" в виде множества "состояний" объекта. Легко видеть, что приведенный перечень изоморфен компонентному составу именно сегмента. Кстати сказать, таким образом становится хорошо заметным, что философия, традиционно сопоставляющая сущность лишь с отдельным явлением ("сущность является, а явление существенно"), обычно не замечает, что в более общем виде надо обязательно видеть и целостную совокупность проявлений сущности, т.е. домен, а не только единичную реализацию.

Другой пример. Очень распространенными отсылками к сегментным структурам выступают упоминания "классов" и "множеств", причем отсылками, как оказывается, не слишком удобными. Так, даже в словарях отмечается, что "класс" (в логике и математике) - это: "1) совокупность выделенных по некоторому признаку объектов, мыслимая как целое; 2) понятие, рассматриваемое в качестве свойства, присущего всем элементам некоторой совокупности объектов". Если присмотреться к этому пояснению, то станет понятно, что говоря о "классе", я в принципе могу подразумевать очень

разные предметы. Причем, к сожалению, это обусловлено не только исходной явной двусмысленностью рассматриваемого термина, отраженной даже в словарной статье.

Обратим внимание на первое из отмеченных пониманий. Удивительно, но и оно

является весьма аморфным. Ведь можно составить две очень отличные по типу совокупности объектов, которые с позиций выше приведенного определения должны или могут расссматриваться как однородные реалии - "классы":

1. Созвездие "Большая медведица";

2. Виды встречающихся звезд: Солнце, Сириус, Альтаир, ...

Очевидно, что и в первом и во втором случаях мы имеем дело с совокупностью объектов, причем выделенных по общему признаку и рассматриваемых как целое. Но в первом варианте в фокусе внимания находится объект, отображаемый в логике с помощью "собирательных понятий". Фактически при этом рассматривается реализация составного, коллективного архетипа (в данном случае "созвездия"). Во втором же варианте выделяется объект, который является "объемом" понятия-архетипа "звезда". Именно во избежание подобного рода неоднозначностей и представляется более удобным оперирование с более точно и полно определенной сегментной моделью и терминологией.

Для более полного учета реалий современного научного знания и понятийного состава науки изложенная выше исходная сегментная модель может быть определенным образом типологизирована. Например, встречающиеся сегменты отличаются числом охватываемых реализаций. Соответственно будем считать, что в поле зрения находится точечный сегмент, если он включает лишь одну реализацию архетипа. Если в сегмент входит более одной реализации архетипа, то он будет рассматриваться как виртуальный сегмент (т.е. как охватывающий спектр допускаемых архетипом возможностей). Характерным примером виртуального отображения можно считать хорошо известные "фазовые портреты" изучаемых систем.

Сегменты отличимы также и по общности охватываемых реализаций. Если сегмент состоит из реализаций, построенных на основе индивидуализирующих дополнений (признаков), то он называется индивидуализированным сегментом. В ином случае он рассматривается как общий сегмент.

Сделанные уточнения и дополнительные разграничения фактически задают простейшие элементы, из которых складываются некоторые хорошо знакомые традиционные понятия. Так, можно увидеть, что обычное задание понятий через указание их рода и видового отличия, - это задание точечного общего сегмента. Скажем, "водный транспорт" - это точечная разновидность "транспорта вообще", виртуальная версия которого включает также наземный, воздушный, а теперь еще и космический, виды транспорта. А вот привычные "единичные" понятия - это тоже точечные сегменты, но уже индивидуализированные, например, - "теплоход "Титаник"".

Таким образом, сегментная модель является вполне удобным инструментом, позволяющим весьма последовательно и методично формировать важные традиционные понятия, тем самым не нарушая принципов преемственности и соответствия. Кроме того создается возможность естественного выделения двух обычно менее замечаемых разновидностей понятийных форм, которые отчетливо выражаются именно с помощью единой сегментной модели. В этой связи проведем следующее явное разграничение:

1. Понятия-архетипы (или просто архетипы) - это любые общие понятия, рассматриваемые без каких-либо своих реализаций, т.е. без своих дополнений и доменов. Именно такие понятийные формы чаще всего и учитываются как собственно понятия.

2. Объемные понятия - это когнитивные образы-архетипы, рассматриваемые вместе со своими реализациями, т.е. с учетом дополнений и получающихся таким образом доменов. В своем полном виде объемное понятие воспроизводит структуру целостного сегмента соответствующего архетипа.

Если говорить о понятиях-архетипах, то они выступают обычной формой выражения знания и являются очень распространенными когнитивными образами: "То, что называют понятиями и даже определенными понятиями (например, человек, дом, животное и т.д.), суть простые определения и абстрактные представления, суть абстракции, заимствующие от понятия лишь момент всеобщности и опускающие особенность и единичность ...". Типичным заданием таких понятий являются определения, даваемые в кратких словарях. Например, запись "под транспортом понимается любой способный к самостоятельному движению объект, предназначенный для перемещения людей и грузов", можно считать вполне обычным раскрытием содержания понятия-архетипа "транспорт".

Причина популярности данной понятийной формы весьма проста - в силу лаконичности и компактности понятий-архетипов (особенно выражаемых, например, с помощью математической символики) оперирование с ними очень экономично и не затруднено излишеством связанной информации. Выбор для фиксации этого понятийного образа конкретного термина "архетип" обусловен тем, что он показался более удобным, чем известные мне его другие аналоги, и, конечно, учитывалось, что его появление время от времени в методологической литературе связано с выражением в принципе близкого смысла: "Содержание понятия - это некоторая структура (архетип), которая может быть сопоставлена определенным образом каждому элементу таксона в классификационном универсуме и только этим элементам".

Объемные понятия в своем полном виде предстают как менее традиционная понятийная форма, чем понятия-архетипы. Более того, сама необходимость и оправданность их выделения порой ставится под сомнение. И все же убежденность в своей правоте сторонников автономизации подобного рода когнитивных образов постоянно подпитывается пониманием, что "широта и многообразие сведений о чувственно-конкретных проявлениях общего служит показателем уровня овладения понятием. Эта идея отчетливо выражена в следующем положении одного из учебников по психологии: "Нельзя сказать, что кто-либо владеет понятием животного, если ему незнакомы различные виды животных в их многообразии и если у него отсутствуют наглядные образы этих животных. Овладеть понятием - значит овладеть всей совокупностью знаний о предметах, к которым относится данное понятие"".

Закономерно, что в последнее время это общее понимание реализуется, например, в форме приписывания одному и тому же понятию "основного содержания" и "полного содержания". Однако, как представляется, продуктивнее все же путь выделения двух самостоятельных понятийных форм (архетипов и объемных понятий). При таком "прочтении" становится особенно заметным, что сегодня в поле нашего зрения выкристаллизовывается целый спектр нетрадиционных понятийных форм. А это уже явный симптом серьезности и взаимообусловленности происходящих перемен.

Хотел бы обратить внимание на то, что объемное понятие в ходе познания зачастую предстает как иерархический сегмент, т.е. сегмент, содержание которого складывается из нескольких сегментов различного ранга. В подобных образованиях реализации исходного архетипа выступают в роли новых архетипов, над которыми надстраиваются реализации следующего ранга и т.д. Так появляются цепочки типа: "живой организм" - "животные организмы" - ... - "птицы" - ... В итоге формируется многоэтажная конструкция, напоминающая конус (или даже пирамиду, если иметь в виду, что исходный архетип может быть комплексом с набором граней-фасетов). Отчетливыми образованиями подобного рода выступают различные области добротно типологизированного или чисто теоретического знания, скрепленные воедино, как известно, многочисленными родо-видовыми определениями, фиксирующими связь между разноранговыми элементами знания.

В исследовательской практике формирование иерархических структур теоретического знания происходит в виде последовательного разворачивания некоторой "исходной идеи" ("понятия"), - первоначально до уровня "концепции", которая со временем в свою очередь трансформируется в "теорию". Поскольку это очень важный и типичный процесс, выразим его вполне определенным и явным образом.

Под идеей будем понимать генетически первичную форму представления сущности изучаемого круга явлений. Фактически возникновение идеи выражается в формировании понятия (понятия-архетипа) о какой-то неисследованной реалии и в конституировании в познавательной деятельности специального выражающего данное понятие термина, который маркирует осмысливаемую сущность и тем самым выделяет для познания новую "точку роста". Например, в науке XVIII в. постепенно распространяется представление о том, что виды не оставались неизменными в истории Земли, а могли "трансформироваться" и переходить друг в друга. Из-за малой разработанности такого взгляда на природу, соответствующие "мысли облекались подчас в фантастическую форму. Так, де Майе был уверен в возможности превращения рыбы в птицу по аналогии с превращением гусеницы в бабочку".

Формирование идеи - это только первый этап в познании некоторой новой сущности. В случае продуктивности идеи начинается процесс ее детализации, уточнения, разворачивания в более содержательное целое. Постепенно идея трансформируется в "концепцию". Под концепцией понимается форма отображения изучаемой сущности, которая представляет собой первичную конкретизацию исходной основополагающей идеи. В результате вырабатывается совокупность утверждений, в явном виде характеризующих основные особенности отражаемой сущности, учитывающих главные разновидности ее проявления. Исходный образ становится дифференцированным, наполненным определенными подробностями, задаваемыми вполне явным образом. Понятие-архетип перерастает в первичный - корневой сегмент.

Концептуальное взросление науки требует определенного времени и выглядит как последовательное приближение к систематической концепции, которая только и способна стать фундаментом для дальнейшего продвижения вперед. Скажем, первая отчетливая и детализированная концепция эволюции живой природы была создана Ж.Б.Ламарком. В ходе ее выработки были развиты представления о систематике живых организмов, выдвинуты конкретные идеи о механизмах эволюционных преобразований (прежде всего признание внутреннего стремления организмов к прогрессу и положение о прямом наследовании потомками приобретенных при жизни родителей благоприятных изменений). Однако реальной зрелой научной концепцией, сформировавшей основу дальнейшего развития эволюционных взглядов, стало появившееся позже учение Ч.Дарвина, в котором был точно и доказательно представлен механизм эволюции, формулируемый с помощью трех ключевых понятий: "изменчивость", "наследование", "отбор".

Необходимо отметить, что на практике этот этап разворачивания теоретического знания терминологически довольно мощно задублирован. Так, говоря о теоретическом знании, принявшем форму концепции, его параллельно характеризуют как "описательную теорию", "теорию в общем смысле", "учение", "доктрину", "теоретическую схему", "воззрение", "идеологию", "философию", "аксиоматику", "объяснительную схему", "концептуальное ядро", "парадигму" и т.д. Если же речь идет об основных составляющих содержания концепций, то они обычно обозначаются такими терминами, как "принципы", "постулаты", "начала", "законы", "каноны", "аксиомы", "нормы", "правила", "догмы", "положения" и т.п.

При всем при том, что в каждом из приведенных терминов можно найти определенную специфику, в генезисе знания они выступают на равных, описывая именно результат первичной конкретизации некоторой исходной познавательной идеи. В этом смысле "Философия зоологии" Ламарка представляется вполне соразмерной по рангу с "Диалогом о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой" Галилея, - и тот и другой труды излагают определенные системы взглядов, которые можно квалифицировать как концепции. Кстати, этот же ранг теоретической проработанности некоторой области науки часто фиксируется с помощью использования в ее названии окончания "-изм" ("эволюционизм", "катастрофизм" и т.п.).

Следующим, более высоким уровнем развития науки является создание теории, т.е. целостной системы знания, построенной на основе получения многочисленных разноранговых следствий из исходных концептуальных утверждений по принятым в науке правилам вывода. Так, в в ходе созревания науки рождаются теоретические системы с явно выраженной иерархией, многоярусностью, что принято характеризовать как создание развитой теории или собственно "теории". В этом случае исходное понятие-идея обретает свое, как теперь говорят, "полное" содержание и выступает в составе мощного иерархического сегмента. Если вновь вернуться к идее эволюции, то такое ее наполнение осуществилось в 20-е - 40-е годы XX в., когда произошло формирование "синтетической теории эволюции". Учение (концепция) Дарвина обрела многообразные развития и детализации. Например, как уже отмечалось, исходное понятие прогресса оказалось разложенным на целый ряд вполне характерных разновидностей. Состоялось насыщение эволюционных воззрений идеями и данными генетики и экологии. Все это и вело к тому, что знание о процессах эволюционных преобразований постепенно трансформировалось в объемное понятие с очень развернутым и систематичным содержанием, которое обычно и выделяют как "теорию".

Важно подчеркнуть, что создание теории не отбрасывает ее стержневой исходной идеи и выработанной в развитие этой идеи концепции. Они естественным образом сохраняются, задавая собственно "ядро" теории, обрастающее многообразием выводного знания. Как отмечается в этой связи, "теория - это другое (противоположное) определение научного понятия (речь идет об основном понятии данной теоретической системы)", "научное понятие того или другого предмета (скажем, понятие механического движения) так же, как и теория, только очень сжато, конденсированно, воспроизводит сущность этого предмета ... Правда, в понятии по сравнению с теорией нет одного очень важного момента: нет, если так можно выразиться, схемы реализации этой сущности ...". И еще: "Теория представляет собой систему фактов, развитую из идеи о сущности предмета".

К сожалению, при анализе теорий отправные идеи и концепции часто оставляют как бы "в тени", не фиксируя как самостоятельные ярусы развитой теоретической системы. На самом же деле они не исчезают и входят в теорию в виде фундаментальных первичных компонентов, выражающих этапы генезиса теории. В подобном случае, правда, исходные идеи часто выражаются несколько иным образом, скажем, как основной "постулат", "понятие", "догма", "принцип", "канон", "начало" и т.п. Сформировавшаяся изначально идея, а позже и концепция, в ходе развития науки уточняются, конкретизируются, обрастая деталями, выделяя при этом характерную содержательность именно данного типа исследований и данной области науки. Это обстоятельство зачастую прямо фиксируется в названии получающейся теоретической системы. Скажем, когда упоминают теорию развития, то подразумевают дифференцированное представление исходной идеи о необходимости отдельного рассмотрения специального типа изменений, получивших название "процессы развития".

Образ преобразования исходной идеи некоторой сущности в панорамную объемную картину оказывается весьма универсальным и характерным не только для научно-теоретической деятельности. В нем угадывается явная параллель с тем, что происходит во вненаучном проективном творчестве. В подобного рода процессах отмечается сходная этапность, т.е. последовательный переход от формирования исходной идеи (инженерной, художественной, правовой и т.д.) к ее дальнейшему разворачиванию в виде более полного эскизного образа, впоследствии детализируемого и уточняемого до уровней, скажем, технического и рабочего проектов. Соответственно естественны высказывания "о становлении научно-проектного знания как о процессе развертывания идеи артефакта, этапами которого в мышлении являются формирование и функционирование систем теоретических конструктов различной степени общности, а на стыке познания и практики - реализация праксеологических программ". Иначе говоря, "философия" построения теории какого-либо объекта - это в значительной мере аналог известной всем проектировщикам "идеологии" изучения "черных ящиков", т.е. объектов с неизвестным внутренним содержанием. В будущем было бы полезно проследить эти параллели более пристально. Попутно замечу, что проективная деятельность вносит свой вклад в дублирование терминологического инструментария, так что в качестве аналогов научных "концепций" в других видах познавательной деятельности появляются такие обороты, как : "рамочное соглашение", "пилотный проект" и др.

Завершая представление сегментной структуры знания, следует подчеркнуть, что сущностное содержание любого объемного понятия, в том числе иерархического, системного, определяется прежде всего природой его исходного основания. Последние могут оказаться и однородными понятиями, и понятийными комплексами, и смещенными понятиями. Такое отличие базовых архетипов ведет к тому, что выстраиваемые на них объемные понятия оказываются в той или иной степени несовпадающими друг с другом. Кроме того, объемное понятие меняет свой вид в зависимости от принимаемой во внимание при его формировании совокупности дополнений. Лишь опора в первую очередь на анализ исходного архетипа создает реальную возможность при сопоставлении объемных понятий оценивать их схожесть или несхожесть, ориентируясь при этом на реально сопоставимые и значимые признаки.

ОБРАЗНО-МЕТАФОРИЧЕСКИЕ, ФИКСИРУЮЩИЕ И ЭКСПЛИЦИРОВАННЫЕ ПОНЯТИЯ. В начале этого раздела уже говорилось, что заметной особенностью происходящей в последние годы трансформации представлений о понятийном отражении мира является отход от учета только респектабельных, четких, строго определенных понятий. Сегодня в качестве понятий уже вполне признаются и "неудобные" аморфные познавательные формы, не отличающиеся замечательными чертами привычного стандарта. Это, несомненно, является шагом вперед. Однако, как представляется, он сделан пока еще не вполне уверенно. Внешне это выглядит как не очень точное выделение встречающихся неопределенностей.

Все дело в том, что в познавательной деятельности мы встречаемся с двумя основными видами нерезких образов (если не считать их сочетания). В одних случаях, проблема обусловлена тем, что не является четким по самой своей природе сам отображаемый объект, что можно считать проявлением онтологической аморфности. Например, нет природной четкой разграниченности между холмами и горами, молодыми и зрелыми людьми и т.п. Осознание факта важности таких понятийных форм привело к тому, что Л.А.Заде была выработана специальная теория "размытых" ("нечетких") множеств, призванная существенно дополнить традиционные для познания природных объектов количественные методы. Соответственно неопределенности онтологического характера можно в силу заложенной традиции называть "размытостью" и относить их именно к природе отображаемого объекта. В итоге, таким образом, можно констатировать, что исследователи встречаются в познавательной деятельности или с контрастными (резко отграниченными), или с размытыми природными объектами, отчего в знании происходит формирование или "контрастных понятий", или "размытых понятий".

Но распространены и другие случаи, когда неопределенность сформировавшихся когнитивных образов обусловлена слабой изученностью соответствующего объекта. Это уже неопределенность совсем иного рода - гносеологическая аморфность, которую точнеее учитывать независимо от онтологической размытости.

Нельзя сказать, что гносеологическая неопределенность является чем-то новым для теории познания. Достаточно вспомнить, например, весьма распространенное в классических философских трудах подразделение знания на "подлинное" и "по мнению", идей на "ясные" и "смутные", истин на "абсолютные" и "относительные" и т.п. Проблема, однако, видится в том, что все эти представления пока не нашли вполне признанного воплощения во взглядах на эволюцию отдельных понятий в ходе исторического развития научного знания. Именно поэтому периодически появляются все новые работы, в которых приводятся персонифицированные варианты фиксации именно данного типа неопределенности. Так, например, говорят о важности выделения "классификационных, "сравнительных" и "количественных" понятий; "собирательно общих" понятий; "дизъюктивно-общих" понятий и т.п.

В обсуждаемой связи, конечно же, необходимо вспомнить и ряд известных попыток представления исторической эволюции научного знания (точнее даже культуры в целом) как этапного процесса вызревания все более строгого образа отображаемого мира. Эта идея была естественной и важной прежде всего для таких мыслителей, как Дж.Вико, О.Конт, О.Шпенглер.

Учет всех этих поисков, а также оценка массива современного разнородного научного знания позволяют выстроить некоторое сводное представление о гносеологической неопределености знания и ее эволюции, в целом несколько конкретизирующее ту мысль, что "общая картина не строится как здание из отдельных кирпичей. Она возникает как общий контур, постепенно выступающий из тумана. Дальнейшая работа состоит в прорисовке, все более четкой и определенной, частей этой картины, подчиненных общему плану, заданному уже имеющимися контурами".

Итак, анализ показывает, что в ходе научного познания происходит постепенное изменение характера отображения исследуемого объекта, которое целесообразно представить как последовательное прохождение понятием (когнитивным образом) трех основных этапов кристаллизации:

1. Образно-метафорическое состояние знания;

2. Фиксирующее состояние знания;

3. Эксплицированное состояние знания.

Под образно-метафорическим состоянием знания понимается тот вид любого когнитивного образа, который он имеет при первом распознавании некоторой новой значимой сущности. Новое знание еще не расценивается как реальный предмет текущей исследовательской практики и скорее воспринимается, как продукт "полета фантазии". Первоначально распознаваемый предмет еще очень тесно вплетен в общую канву окружающих его объектов. В связи с новизной выявленного предмета для его идентификации приходится пользоваться неадекватным инструментарием, т.е. всем тем, что было выработано при изучении совсем иных объектов. Иначе говоря, на новый объект первоначально переносится привычная понятийно-категориальная сетка. Если открыто действительно что-то выходящее за рамки сложившихся представлений, то использование не вполне адекватных познавательных средств не выглядит органичным и привычным, поэтому оценивается как "метафора", "фантазийный образ", и сопровождается приданием эмоциональной окрашенности получаемой в подобном случае понятийной форме. Так, "на протяжении почти тридцати лет после выхода в свет работ Н.И.Лобачевского и Я.Бойаи математики, за редкими исключениями, игнорировали неевклидовы геометрии: их считали своего рода курьезом".

Столкновение исследователя с чем-то существенно новым не является обыденным явлением, поэтому всегда вызывает сомнения и колебания. В публикациях это отмечается в виде оговорок, что речь идет, конечно, о некоторых "спекуляциях", но все же ... Интересно, что в этом случае далеко не всегда говорится о такой сухой академической реалии, как гипотеза, - высказывания на первом этапе носят именно очень "неакадемичный" характер. Причем это первичное отношение зачастую закрепляется в соответствующих терминах, которые лишь со временем начинают функционировать как вполне нормальные знаковые конструкты. Такая метаморфоза произошла, например, с "мнимыми" числами. Все это дает основание для того, чтобы считать, что "научные метафоры - это своеобразные "визитные карточки" революционных эпизодов в развитии науки, и по метафорическим "узлам" языка науки возможна реставрация мутаций научной мысли".

Фиксирующее состояние знания отмечает такой следующий (после образно-метафорического) этап в его формировании, когда оно уже воспринимается не как "курьез" и результат полета фантазии, но как реальный, важный продукт именно научной познавательной деятельности, предполагающий его дальнейшую разработку в рамках текущих исследований. Данная понятийная форма все еще весьма аморфна, фиксируется с помощью не подвергшейся стандартизации терминологии (т.е. вполне возможны неоднозначность, или наоборот, многовариантность сопровождающих знаковых конструктов). Соответствующая специальная лексика начинает представляться в "словарях".

Обсуждаемый вид знания характерен прежде всего для описательных стадий в развитии науки и связан с формированием различных классификаций и концепций. Типичными современными примерами такого типа знания являются социо-гуманитарные подсистемы науки, а также рациональное ответвление философии, которое предстает "уже не искусством, но еще не наукой": "Многозначность и многосмысленность философских понятий в известном отношении роднят их с понятиями здравого смысла, выраженными в естественных языках. ... многозначность в каком-то отношении выполняет и определенную положительную роль. Ее полезная функция состоит в том, что она позволяет с помощью единой понятийной схемы охватывать предельно широкий круг явлений, сравнивать, сопоставлять и обсуждать феномены, которые в рамках более специализированных и однозначных языков вообще не могут быть охвачены и рассмотрены".

Эксплицированное состояние знания означает высокую степень проработанности, детализированности содержания соответствующего когнитивного образа, когда выработаны определения, фиксирующие существенные признаки отображаемого объекта. Это означает, что к подобному моменту сформирована развитая теория, в рамках которой рассматриваемый когнитивный образ приобретает разнообразно подтвержденное и согласованное значение. Терминологическое закрепление приобретает точность и однозначность. Более свободные по духу "словари" заменяются "терминологическими справочниками". Такое знание характеризуется проведением четких разграничительных линий. В целом его основное содержание приобретает устойчивость, граничащую с жесткостью (или переходящей в нее). В предельном случае знание может эксплицироваться с помощью введения метрических характеристик, что зачастую вызывается чисто практическими соображениями. Скажем, "холмом" географы считают уже не просто "небольшую" возвышенность, но конкретно возвышенность с высотой до 200 метров.

Процесс и операцию перехода от образно-метафорического знания к эксплицированному лучше всего называть вполне привычным и подходящим для этого термином "экспликация". Обратную операцию целесообразно также выделить, причем ее можно обозначить как "размывание" знания. Такое внимание к случаям "порчи" эксплицированного знания (которое часто рассматривается как воплощение идеала научности) - не излишество. Ведь эксплицированное знание рождается за счет, как говорят, "конструктивизации", огрубления, упрощения отображаемых объектов, всегда содержащих определенную меру размытости. Совсем не лишено смысла замечание, что теоретик, подобно научному редактору, превращает цветущее древо жизни в телеграфный столб. Соответственно развитие познания неизменно ведет к тому, что приходится возвращаться к формам более полного, открытого, естественного видения объектов, в их природных взаимосвязях и перетекаемости. А это делается возможным в большей мере лишь при переходе к фиксирующему типу отражения мира или за счет обращения к минимально огрубленным, первичным, тесно переплетенным образно-метафорическим понятийным формам. Причем размывание устоявшихся когнитивных образов оказывается совсем не простой проблемой, о чем свидетельствует развитие множества специальных методик, ориентированных на ломку наших стереотипов, на раскрепощение фантазии и мышления в целом, на иррационализацию отношения к миру (медитация, мозговой штурм ...).

Резюмируя, можно сказать, что возможность и оправданность стандартизации возникает лишь на определенном этапе развития некоторой области науки. Кроме того, при анализе предстандартов необходимо принимать во внимание состояние сопоставляемых понятийных форм и терминов, которое может варьироваться, а следовательно, маскировать картину реального соотношения рассматриваемых понятий и терминов.

УЗЛОВЫЕ И НЕУЗЛОВЫЕ ПОНЯТИЯ. В научной познавательной деятельности формирующиеся понятия стихийно подразделяются на две интересные, но не всегда отчетливо осознаваемые разновидности. Несколько перефразируя известное выражение, можно сказать, что для науки все понятия равны, но некоторые равнее, чем другие: "Если - пользуясь метким примером Лотце - мы подводим вишни и мясо под группу красных, сочных, съедобных тел, то мы таким путем получаем не какое-нибудь пригодное логическое понятие, а лишь ничего не значущий набор слов, не дающий нам ровно ничего для понимания отдельных случаев".

В самом деле, в различных геометрических фигурах воспроизводится множество разнообразных углов, и мы, как правило, фиксируем их в общем виде с помощью буквенных обозначений. Например, углы треугольника обозначаем как А, В, С. Но их можно представить и в метрическом выражении: 3, 64, 113 градусов. Примечательным явлением оказывается то, что существует размер угла, который вызывает наше большее внимание, чем другие размеры. Конечно, речь идет об угле в 90 градусов. Его наличие в фигуре оказывается таким значимым, что существует даже специальный термин, выделяющий именно данную геометрическую особенность, которую мы называем "прямоугольностью". Таким образом, все углы раскладываются на три принципиальные категории (острые, прямые и тупые), которые и становятся основой для всех теоретических построений без специального учета более тонких внутренних градаций.

Замечательно то, что отмеченный факт не является каким-то единичным случаем, и совершенно аналогично исследователи поступают в самых разных областях познавательной деятельности. Если еще раз обратиться к математике, то как не вспомнить особое внимание к вполне определенным числам, выраженным с помощью специальных знаков, скажем, "p " (отношение длины окружности к диаметру) или "e" (показатель экспоненциального роста), а также к специальной величине "i" (мнимая единица) . В свою очередь историки прежде всего интересуются "великими личностями" и в подробностях воспроизводят их жизни и деяния, в то же время не очень активно отвлекаясь на нормальных современников этих личностей. Общественное развитие аналогичным образом представляется не как непрерывная череда событий, но через выделение некоторых ступеней, фаз. Перечень примеров легко продолжить.

Существование отмеченной особенности реальной исследовательской практики, показывает, что наше понимание "понятия" подразумевает учет одного важного момента, - формирующаяся в конце концов теоретическая деятельность оперирует (или стремится оперировать) не вообще с любыми понятиями, но прежде всего с их некоторым ограниченным приоритетным кругом, т.е. научное познание проявляет весьма характерную избирательность. Этот факт целесообразно зафиксировать явным образом, поэтому введем следующее разделение. Те из возможных понятий об отображаемом круге явлений, которые необходимы и достаточны для получения знания о существенных свойствах всех остальных явлений рассматриваемой предметной области, будем называть узловыми понятиями. Если понятийная форма не является таковой, то ее будем считать неузловым понятием. Имея в виду такое подразделение форм отражения мира, в научном познании говорят, например, о значимых и незначимых обобщениях, естественных и искусственных классификациях, о выделении наиболее информативных признаков и т.п. Для подобного рода избирательности существуют вполне серьезные основания.

Так, прежде всего она определяется особенностями структуры самого природного бытия. Зачастую это просматривается вполне явно, как, например, при взгляде на звездное небо, в котором видны мощные концентрации вещества, в существенной мере определяющие, таким образом, поведение и самих звездных объектов, и многочисленных материальных образований, находящихся в зоне их влияния (планет, астероидов, комет, космической пыли). В иных случаях существование подобных определяющих центров оказывается не столь явно улавливаемым, т.е. они предстают как бы замаскированными другими факторами и влияниями. Тогда требуется кропотливая и тонкая работа по определению того, можно ли выделить в накапливаемых данных нечто реально "узловое".

Данная констатация в свое время легла в основу классической доктрины знания, которая исходила из того, что " ... существуют какие-то основные предметы и главные темы для размышлений в отличие от предметов менее важных и мелочей повседневной жизни. Это учение, таким образом, предлагало прежде всего некоторую иерархию, или упорядочение, наших идей, постулируя существование всеобъемлющих "общих понятий". ... Через противопоставление этим главным понятиям определялись и связанные с ними "второстепенные" понятия. Благодаря этому любое восприятие соотносилось с некоторой "сетью" знания, обладавшей четко выраженной структурой и сотканной из основных, второстепенных, третьестепенных и т.д. линий: это была как бы сеть маршрутов мысли со своими узловыми точками знаний, которые Б.Мильерон назвал "понятиями-перекрестками" (concepts-carrefours), то есть ключевыми понятиями или концепциями, к которым мы то и дело возвращаемся в ходе наших размышлений".

Приведенное описание классической концепции научного знания, на мой взгляд, весьма точно передает суть парадигмальных ориентиров теоретической деятельности, в том числе и современной. Хорош и известный образ концептуальной сети, набрасываемой на мир: очевидно, что так мы добываем интересующие нас солидные объекты и не перегружаем себя менее значимыми предметами. Таким образом, правда, последние остаются вне нашего поля зрения, но в то же время существенно экономятся ограниченные ресурсы сознания.

Единственное, что хотелось бы добавить в этой связи, так это то, что сам мир, бытие, видимо, точнее рассматривать не как аналог рыболовецкой сети, но скорее как подобие гигантского кристалла (взгляните вновь на небо с мириадами звезд, размещенными в узлах гравитационной решетки!). Нельзя сказать, что кристалл внутри пуст, т.к. в любой его части присутствуют или какие-то частицы, или поля. Но при всем том уже отчетливо установлено, что распределение субстрата кристалла очень неоднородно, неравнозначно в разных точках и напоминает объемную ажурную конструкцию. Именно такая организация бытия и стимулирует появление в гносеологии представления о концептуальной сети. Кстати сказать, похоже, что, образ "Мир как кристалл" - это не только некоторая фантазийная иллюстрация к обсуждаемому вопросу, но образно-метафорическая идея, которая, возможно, достойна в будущем специальной целенаправленной проработки.

Очевидно, что классическая доктрина знания ориентирует на весьма огрубленное, говоря конкретнее, сконцентрированное на главном, восприятие мира. Это позволяет, как уже отмечалось, существенно облегчить осмысление изучаемых объектов, убирая из поля зрения исследователей все подробности, оцениваемые как существенно менее значимые в сравнении с узловыми. Во многих случаях такой подход давал и дает прекрасные результаты, о чем говорят многочисленные успехи науки. Но столь же хорошо понятно, что это все же работа не с реальными объектами и явлениями, но с их весьма ограниченными по содержанию отображениями, - с "каркасами" объектов без оживляющего их мягкого обрамления. Соответственно естественным продолжением такого рода познавательной деятельности становится воспроизведение объектов в их реальной полноте, сложности и тонких деталях.

Проблема состоит в том, чтобы правильно уловить линию разграничения узлового и неузлового. На ранних этапах познания вполне естественна установка на собирание всех доступных данных, желание не потерять из вида что-то, что может оказаться реально существенным для понимания природы рассматриваемых явлений. Обычны многочисленные пробные обобщения, как-то схватывающие и суть дела. В результате в нашей речи появляется много слов смежного, почти одинакового значения, например, "слова "метель", "вьюга", "пурга", "буран", "замять", обозначают примерно одно и то же природное явление, которое всезнающий Даль определяет как "ветер", "вихрь со снегом". Но все эти, казалось бы, однозначные слова имеют свои смысловые оттенки. ... понятие одно, а оттенки разные". Эти нюансы и создают наборы смещенных понятий, становящихся со временем определенным тормозом на пути теоретизации знания, мешая сосредоточиться на главном и существенно общем в сложившихся первичных обобщениях.

Если переход к собственно теоретическому этапу работы назрел, а требуемая концентрация сил запаздывает, то возникает впечатление "сутяжной" или "никчемной" утонченности, навлекающей на ученых дурную славу. Об этом приходится вновь вспоминать сегодня, когда опять отмечается "неудовлетворенность слишком уж далеко зашедшей релятивизацией и "плюрализацией" "истин науки" ...". Существование узловых научных понятий напоминает, что для науки естественно стремиться к формированию, выделению именно узловых когнитивных образов, к тому, чтобы своевременно избавляться от наросших неузловых и смещенных понятий, мешающих видеть и осмысливать существо изучаемых проблем.

УСЕЧЕННЫЕ И СКВОЗНЫЕ ПОНЯТИЯ. Изучаемые наукой объекты в ходе своего возникновения проходили (или проходят) определенный эволюционный путь, общий для всех объектов одной природы, что можно рассматривать как существование для них характерной "эволюционной линии". В ходе такого преобразования они продвигаются от состояния первичной, очень нерасчлененной выраженности своей сущности к зрелому состоянию, в котором их сущность являет себя в виде развитого, детализированного целого. В природе это выглядит как порождение множества объектов, воспроизводящих в своем разнообразии различные этапы такой эволюции. Скажем, современный органический мир предстает перед нами как итог длительной эволюции живой природы, позволяющий одновременно наблюдать и очень простые жизненные формы (близкие по своей структуре и функциям к самым ранним формам жизни), и чрезвычайно сложные живые системы (характеризующие достижение поздних эволюционных этапов).

При изучении подобного рода множеств исследователи сталкиваются с проблемой их адекватного воспроизведения в понятийной форме. Именно в этом случае возникает двусторонняя проблема, к которой и хотелось бы привлечь внимание. Прежде всего вопрос стоит так: создавать ли общее понятие для всех объектов единой эволюционной линии (несмотря на различие в достигнутом ими уровне развития), или же в подобных случаях точнее формировать два понятия - одно для отображения зрелых объектов и второе - для неразвитых? Есть и второй вопрос: если понятие создается для отображения всех эволюционных объектов одной эволюционной линии, то что брать за основу - первичные объекты с нерасчлененной сущностью (тогда не теряется общность рассуждений) или же развитые варианты, в которых сущность объектов данной эволюционной линии раскрывает все свои истинные возможности и свойства, но в получившемся понятии оказывается много того, чего не увидишь в неразвитой сущности?

Как оказывается, в практике научного познания исследователи отвечают на сформулированные выше вопросы по-разному. Чтобы зафиксировать эту разноголосицу, целесообразно несколько расширить привычный инструментарий, используемый при анализе знания.

Будем считать, что понятие является сквозным понятием, если оно рассматривается как выражение существенно общего содержания, характерного для всех объектов единой эволюционной линии без исключения. Например, мы воспринимаем в качестве человека и малыша, и взрослого и пожилого человека, т.е. любого представителя человеческого рода вне зависимости от возрастной продвинутости. В ином случае понятие считается усеченным понятием, что возникает тогда, когда исследователи принимают во внимание лишь зрелые, развитые объекты эволюционной линии, исключая из своего объема ее первичные объекты. Скажем, встречающееся отношение к ребенку как к "еще не личности" характеризует именно подобного рода ситуацию.

Если при формировании сквозных понятий приоритетными считаются свойства и особенности зрелых объектов, то такие понятия можно выделять как рельефные понятия. При их создании подразумевается, что первичные эволюционные объекты недостаточно содержательны для представления всей эволюционной линии, и поэтому должны рассматриваться как предельные (вырожденные или неразвитые) случаи проявления зрелой сущности. Например, при изучении общественной жизни принято опираться на такое понятие "общество", которое учитывает современные сложные реалии, а не только то, что дает реконструкция жизни австралопитеков. В то же время встречается и другая разновидность сквозных понятий. Так, целесообразно выделить категорию редуцированных понятий, как таких сквозных понятий, у которых содержание отображает свойства первичных объектов эволюционной линии и распространяется на зрелые объекты с помощью включения в исходное содержание определенных дополнений. Типичным выражением такого подхода к формированию понятий выступает биологизм при взгляде на человека, считающий, что все возможности и качества человека обусловлены лишь чистой биологией, несколько завуалированной незначимыми наслоениями.

Смысл введения отмеченных понятийно-терминологических пар состоит в том, чтобы четко зафиксировать сосуществование в науке весьма различных стандартов образования понятий, что создает неоправданные разночтения, т.е. отвлекающие шумы.

Например, важным для информатики последнего десятилетия стало обсуждение вопроса о соотношении "знаний" и "данных". Как отмечается в этой связи, "в ЭВМ предшествующих поколений программа работала с данными. В связи с развитием работ в области искусственного интеллекта и с новым поколением ЭВМ стали говорить о знаниях. Чем же знания отличаются от тех привычных данных, с которыми оперировали традиционные программы? Прежде всего следует отметить, что между данными и знаниями нет резкой границы. Постепенно приобретая те или иные особенности, данные как бы переходят в знания. Процесс этого превращения начался еще в эпоху ЭВМ четвертого поколения, когда активно стали развиваться базы данных и методы управления ими. Тем не менее (внимание, уже знакомое "тем не менее"! - А.К.), когда мы имеем дело со знаниями, можно указать несколько основных особенностей, которые позволяют считать именно так. И самой важной из них является возможность внутренней интерпретации информации, хранимой в памяти ЭВМ".

Итак, в науке появились два термина, один из которых обозначает продукт отражательных процессов в неразвитой форме, второй - то же самое, но в разветвленном виде. Таким образом, в познавательной практике формируются искусственные границы, отделяющие в своем существе единые феномены. Ведь, "вообще говоря, любые компьютеры (в том числе и те, которые используются как "большие арифмометры") всегда имели дело со знанием. В самом деле, любые данные, закладываемые в ЭВМ, представляют собой результат чьей-либо познавательной деятельности, имеющей целью постижение реальности и обеспечение на этой основе адекватного поведения. С точки зрения самой широкой трактовки знания этого достаточно для присвоения некотрому результату познавательной деятельности статуса знания".

Еще один вполне характерный пример. Что понимать под "системой", и что относить к системным объектам? Встречаются разные варианты. Скажем, можно разводить "суммативные агрегаты", не отличающиеся целостностью, и собственно "системы", как совокупности тесно взаимосвязанных между собой элементов. И действительно, в науке весьма распространено такое усеченное отображение систем. Однако, есть исследователи, которые обращают внимание на то, что "целостность (связность) и обособленность (суммативность), очевидно, являются не двумя разными свойствами, а крайними случаями одного и того же свойства". Отсюда приходит понимание, что более продуктивен другой, "сквозной", подход. Тогда возникают широкие определения вроде: "Системой будем называть любой набор элементов ... выделенных совместно по какому-либо принципу из других элементов окружающего мира. При этом не обязательно, чтобы система по своим проявлениям отличалась от проявлений суммы составляющих ее элементов, взятых по отдельности". В данном случае получилось сквозное, но редуцированное понятие. В иной версии мы должны прежде всего исходить из того, что "несомненно, более уместно выделять группы элементов в естественную систему именно тогда, когда они имеют между собой более тесные связи".

Случаи рассматриваемой разноголосицы весьма распространены. Но дело в том, что они не являются эквивалентными. История познания свидетельствует, что более продуктивным оказывается создание сквозных рельефных понятий:

1. Как известно, ставшая очень мощным и универсальным инструментом познания теория множеств исходит из того, что множество - это любая совокупность объектов, в том числе и пустая (как вырожденный случай).

2. Понимание чисел претерпело весьма длительную эволюцию, прежде чем было осознано, что в числовой ряд необходимо вставить единицу и ноль, без чего развитие математики стало тормозиться.

3. Постоянная величина рассматривается как частный случай переменной величины.

4. Сегодня, как уже отмечалось, происходит размывание границ между зрелыми классическими понятиями и предварительными образами объектов - представлениями. Предпочтительным для познания остается создание полновесных понятий классического типа, но эта установка уже не мешает видеть, что зрелые когнитивные образы ввырастают из очень несовершенных первичных констатаций.

Примеры подобного рода можно продолжить. Все они свидетельствуют, что появление ситуаций предстандарта обусловлено существованием и отмеченных различий в структурировании понятийного знания.

ОРИЕНТИРОВАННЫЕ И НЕОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОНЯТИЯ. Смысл выделения этих разновидностей понятий заключается в том, чтобы закрепить явным и общим образом один хорошо известный, но не очень отчетливо замечаемый факт: обычно отношение между элементами содержания понятия может задаваться двумя характерными способами, отличающимися тем, выделяем ли мы некоторые элементы как начальные, предшествующие в каком-то смысле другим элементам, или не делаем этого. Например, отрезок прямой может просто оцениваться своей длиной, и при этом не принципиально с какого конца отрезка начинается измерение. Однако в иных случаях такая определенность имеется. И тогда отрезок предстает в новом виде, при котором положение одного конца уже вторично в сравнении с положением другого. Появляется и специальное обозначение "вектор", под которым начинают понимать "прямолинейный отрезок, которому придано определенное направление, имеющий началом точку, из которой он выходит, и концом точку, в которую он приходит; величина, характеризуемая не только числовым значением, но и направлением (напр., сила, скорость и т.д.)".

Следует обратить внимание, что один и тот же отрезок приобретает таким образом два различных обозначения, а сами сформировавшиеся понятия при этом получаются несколько отличающимися, хотя, между тем, содержат в себе существенно общую часть. Чтобы подчеркнуть присутствие в познавательной деятельности ситуаций подобного рода, внесем дополнение в привычную типологию понятий. Когнитивные образы, между одноранговыми элементами которых фиксируется некоторое отношение приоритетности, будем рассматривать как ориентированные понятия. Понятийные формы, не имеющие такой определенности, т.е. представляющие собой совокупность взаимосвязанных одноранговых элементов содержания без указания каких-либо приоритетов между ними, целесообразно выделить как неориентированные понятия. Уточню, что одноранговость подразумевает соотнесенность рассматриваемых элементов с единой отображаемой сущностью. Отмеченные же приоритеты между ними определяются уже не только самой сущностью, но и ее включенностью в сеть окружающих взаимоотношений.

В качестве примеров конкретного проявления обсуждаемых способов представления знания можно привести, скажем, выделение в науке скалярных и векторных величин; ориентированных и неориентированных графов; уравнений с равноценными переменными и уравнений, в которых точно обозначены входные и выходные (зависимые) параметры. Отличие двух понятийных форм очень лаконично и наглядно просматривается при представлении уравнений в формализованном виде:

1. F(x,y)=0 (неориентированное описание, называемое "неявным заданием

функции");

2. y=F(x) (ориентированное описание, называемое "явным заданием функции").

Во избежание недоразумений подчеркну еще раз, что речь не идет о том, что изучение, например, скорости в скалярном виде и ее исследование в векторном виде тождественны, полностью эквиивалентны. Нет, речь идет о другом. Важно, что и в том, и в другом случаях отображается один и тот же объект "скорость", и в двух отличных формах развивается в том числе и принципиально общее содержание, безотносительное, инвариантное к форме представления. Отсюда следует, что для облегчения задачи распознавания общности каких-то сопоставляемых понятий, их необходимо приводить к единому виду (ориентированному или неориентированному). Кроме того полезно не забывать, что существенно одинаковое знание может развиваться параллельно. И это отнюдь не всегда замечается, поскольку распознавание дублирования может быть затруднено отличием используемых форм построения знания.

С подразделением знания на ориентированное и неориентированное мы встречаемся повсеместно. Загляните в инструкцию магнитофона или любого другого бытового прибора. На первых страницах такого документа, как правило, дается общее описание представляемой вещи: основное устройство, основные замечательные качества. Прилагается схема, на которой стрелки с цифрами указывают на заслуживающие внимания элементы и узлы вещи, причем хвосты стрелок располагаются просто по окружности, охватывающей основной рисунок. Цифровые обозначения присвоены стрелкам без какой-либо специальной логики, - их отмаркировали против часовой стрелки, но, в принципе можно было сделать и наоборот. Очевидно, что эта, чисто описательная, часть инструкции выполнена по канонам неориентированного знания. Но загляните чуть дальше, и вы увидите, что те же знакомые, уже описанные, узлы и элементы обретают четкую упорядоченность, и инструкция предписывает, как воздействовать на одни элементы (скажем, кнопки), чтобы определенным образом повлиять на другие, например, вызвать включение или выключение прибора. Данная часть инструкции явно выполнена по типу ориентированного знания.

Обратим внимание на то, что для ориентированного знания характерна вполне определенная, специфическая структура. Прежде всего, в нем выделяются некоторые "исходные" компоненты содержания и некоторые "конечные" компоненты. Наряду с ними всегда присутствует определенное "преобразование", выражающее связь того и другого. Фактически "преобразование" формируется из элементов, которые не относятся к исходным или конечным и, таким образом, опосредуют их взаимосвязь.

Как выясняется, эта схема очень универсальна и широко распространена, выступая в разнообразных терминологических оболочках. Например, можно увидеть такие соответствия:

1. Исходные компоненты: входы, начальные точки, исходные данные, исходные посылки, исходные ситуации, источники, начальные условия, независимые переменные:

2. Конечные компоненты: выходы, следствия, концы, прогнозы, решения задач, результаты, цели, стоки, предсказания, зависимые переменные;

3. Преобразования: операторы, функции, законы, программы, правила, отображения, приказы. указы, нормы, предписания, алгоритмы, рецепты.

Важность выделения неориентированного и ориентированного знания в полной мере осознана в научном познании, в котором соответствующие когнитивные образы выступают, например, как "теория" и построенный на ее основе "метод". Кстати сказать, обычно объяснение их соотношения вызывает большие трудности, но введение обсуждаемой понятийной пары делает этот вопрос вполне прозрачным. Рассмотрим простейший пример.

Как известно, динамика материальной точки характеризуется тремя законами Ньютона, причем в первую очередь определяется его вторым законом, отображающим целостное единство трех величин: силы (F), массы (m) и ускорения (a). Это целостное единство, как выражение сущностной особенности механического движения, может быть представлено в виде следующего уравнения:

F - ma = 0

Ноль в правой части уравнения как раз и говорит о том, что три величины в левой части самодостаточны и одноранговы, поэтому связаны друг с другом в известной мере правилом "коромысла", - если меняется одна величина, то это возможно лишь при одновременном согласованном изменении другой величины (или их совокупности). Такое описание и является простейшей "теорией" движения. Ее достоинство состоит в том, что помимо всего прочего создается возможность выработки нескольких "методов", позволяющих на единой основе изучать многообразные встречающиеся ситуации движения, делать прогнозы, реконструировать предысторию движения. Для этого в приведенное выше уравнение вносится дополнительная упорядоченность, порождающая три "метода":

F = ma; m = F/a; a = F/m.

Очевидно, что каждая из приведенных формул выражает отдельный специфический метод, основанный на одной и той же теории: в первом случае в центре внимания находится сила, во втором - масса, в третьем - ускорение.

Отмеченные особенности ориентированного и неориентированного знания хорошо согласуются с положениями, выработанными при изучении соотношения теории и метода на материалах развитых областей науки, и позволяют увидеть вполне четкое соответствие: "Метод и теория науки не представляют собою два совершенно различных, независимых объекта. Правильный научный метод есть истинная теория, примененная к познанию новых явлений"; научный метод "представляет собой выражение основного содержания добытого знания, его принципиальных особенностей, закономерностей его собственного развития".

В связи с обсуждением затронутых разновидностей когнитивных образов полезно иметь в виду и следующее. Наука прежде всего занимается построением различных неориентированных областей знания. Между тем, существуют области познавательной деятельности, связанные с активной выработкой знания преимущественно ориентированного типа. Скажем, этому посвящена разнообразная законотворческая деятельность и, вообще, обширная деятельность по созданию различных норм, правил, предписаний, решений, программ. В таких случаях всегда оговаривается суть исходной ситуации, суть того, что надо было бы обеспечить, и средства достижения желаемой цели. Все это изоморфно типу ориентированного знания.

Необходимо вспомнить также мощную и автономную индустрию создания компьютерных программ, реализующих разного рода алгоритмы. Знакомство с ними показывает их явную отнесенность к типу ориентированного знания. В то же время эта когнитивная область оказывается очень самобытной в силу того, что "исследование понятийной структуры знания с целью его представления в системе автоматизированной переработки информации осуществляется сегодня практически без обращения к учениям о понятии, имевшим место в истории философии, или к исследованиям проблемы понятия в современной философии".

Таким образом, современная познавательная деятельность оказывается в определенной мере раздробленной и задублированной в связи с тем, что создание нового знания осуществляется в том числе и в двух отличающихся друг от друга формах ориентированных и неориентированных понятий.

ТОПОГРАФИРОВАННЫЕ И СТРОЧНЫЕ ПОНЯТИЯ. Эта дихотомия призвана выразить тот хорошо известный факт, что транслируемое в культуре знание передается, с одной стороны, в виде различных текстов, зафиксированных с помощью словарных средств, а, с другой стороны, в виде разнообразных картин, чертежей, рисунков, графиков и т.п. Знание, выступающее в этих двух видах является взаимопереводимым. Тем не менее, вполне очевидно и отличие отмеченных форм представления знания, и это в полной мере подтверждено ходом развития компьютерной техники, в которой существует специальное разделение режимов работы (и программирования) на "текстовый" и "графический". В чем чем состоит это отличие?

Графическое представление знания обычно характеризуют как наглядное и очень емкое, т.е. компактно, единомоментно несущее очень большую информацию. Не случайна в этой связи популярность телевидения и других форм емкой передачи познавательной и эстетической информации, существенно облегчающих человеку прием всех тех знаний, которые он может почерпнуть также и из обычных неиллюстрированных книг. Однако знание, созданное по образу графического, страдает тем, что требует очень большой дополнительной работы в сравнении с процессом отображения мира в форме просто последовательного перечисления его элементов. Поэтому в конечном счете для исследовательской деятельности оказываются необходимыми обе отмеченные формы представления знания, привлекаемые соответственно конкретным условиям их применения.

Думается, есть реальная целесообразность того, чтобы в единой модели знания было явно учтенным существование когнитивных образов и в графическом, и в словесном обрамлении. Прежде всего, как представляется, они выступают не только лишь формами внешнего выражения знания, но экстериоризируют, делают видимым существование и двух разных видов когнитивных образов. Последние, естественно, могут относится к единому объекту и тем самым быть существенно сходными по содержанию, но отличаться некоторыми сопутствующими деталями. В этой связи уместно напомнить хорошо известную гипотезу лингвистической относительности, сформулированную Э.Сепиром и Б.Уорфом, в соответствии с которой образ мира, создаваемый в нашем сознании, выстраивается под заметным влиянием используемых языковых средств.

Полезно иметь в виду и замечания исследователей, развивающих различные области специализированного знания о природе. Так, например, подчеркивается, что "большинство математиков мыслит геометрическими схемами, даже если и следа не остается от этих "строительных" лесов, когда они представляют свой окончательный результат в аналитической форме". Кстати, может быть именно отличие в привычных когнитивных образах повлияло на то, что "в геометрии арабы не пошли дальше греков, в алгебре они достигли значительных успехов: геометрия - слово греческое, а алгебра - арабское".

Вспоминается и случай из собственной практики. Материал по истории философии, предлагаемый аспирантам, готовящимся к сдаче кандидатского минимума, в принципе весьма объемен, так что трудно не потерять общей картины движения философской мысли. Отсюда возникла идея визуализировать историю философии в виде ряда компактных схем. Однако, несмотря на то, что вся информация была под рукой, подготовка иллюстраций потребовала и сил, и времени, и специальных размышлений. Иначе говоря, по ходу дела пришлось выстраивать некоторый новый образ из уже существующего набора элементов знания. Характерно, что после выхода получившегося в результате "Атласа истории западноевропейской философии", один уважаемый коллега неформально заметил: "Я и не думал, что если расположить этих типов таким образом, то получится очень наглядная картина!" То есть и для него хорошо знакомый материал предстал в виде непривычного, отличного от ранее сложишегося, когнитивного образа.

Но важнее даже другое. Специальное привлечение внимание к тому, что существует знание, представляемое в графическом виде, и знание, представляемое в виде письменных текстов, вызвано желанием подчеркнуть, что в настоящее время существует два мощных параллельных когнитивных потока, разводимых в существенной мере из-за отмеченного выше отличия. Прежде всего, это наука со своей традицией создания главным образом письменных текстов, а также и литература, которая в этом смысле вполне близка научной познавательной деятельности. Но одновременно с ними существуют киноиндустрия, сфера изобразительного искусства, проектировочная деятельность ... , которые тоже обращены к отображению мира, но делают это явно в ином, нежели наука и литература варианте - графическом. Именно для удобства констатации этой реальной разделенности современной познавательной практики целесообразно ввести следующее различение. Будем считать, что познание осуществляется в форме топографированных понятий, если не только элементное содержание, но и структура получающегося когнитивного образа явно соответствуют отображаемому объекту. В ином случае точнее говорить об использовании для отображения мира строчных понятий.

Поясню, чем обусловлен выбор приведенных обозначений. Ассоциация "строчности" возникает естественным образом при взгляде на обычные для нас тексты книг, в том числе и на данный текст, выстраиваемый как раз строчка за строчкой. Правда, в многообразной жизни человечества встречаются и другие варианты последовательного выписывания знания. Японцы, например, создают тексты, формируя вертикальные "строки". Но и европейские и японские последовательные тексты в рамках приведенного выше толкования могут рассматриваться как однотипные. т.е. как "строчные".

"Топографирование" вспомнилось в связи с тем, что составление карт является очень наглядным и характерным примером создания сложных, развитых графических отображений, да еще и имеющих непосредственное отношение к науке. Но в конечном счете под категорию топографированных понятий подпадают самые разные изобразительные формы, - уже назывались графики, рисунки, картины, чертежи, можно добавить также диаграммы, фотографии, таблицы, пиктограммы, схемы, сети и т.п. Естественно, в множество графических понятий входят и те когнитивные образы, которые получаются при разработке разного рода имитационных пространственных форм типа макетов. Все группируемое таким образом знание объединяет одно, - оно явно учитывает структуру познаваемых объектов. Скажем, "термином рисунок обозначается вообще совокупность линейно-классических элементов живописи, определяющая структуру и пространственное соотношение форм".

В геометрии данное обстоятельство явно учитывается тем, что все ее модели выстраиваются в определенной "системе объективных координат", которая позволяет очень точно зафиксировать реальное взаимное расположение всех элементов отображаемых фигур. Соответственно геометрия начинает пониматься как "наука о пространстве, точнее - наука о формах, размерах и границах тех частей в пространстве, которые в нем занимают вещественные тела". В этой связи стоит лишь добавить, что в общем случае под координатами понимаются отнюдь не только собственно пространственные определенности отображаемых объектов (что очень заметно в геометрии многомерных пространств). Однако общая суть развиваемых таким образом геометрических моделей в принципе остается неизменной - явное представление объективного взаиморасположения всех интересующих компонентов знания.

Методология обычно занимается исследованием знания, нарабатываемого с помощью строчных понятийных образов. Как представляется, параллельно было бы полезно обратиться также и к планомерному методологическому осмыслению значительного массива знания, получаемого и функционирующего в топографированнном виде. Похоже, что такое понимание начинает пробивать себе дорогу, о чем свидетельствует появление отдельных работ, начинающих рассматривать встречаемые графические отображения как некоторую единую совокупность.

Анализ показывает, что все основные разновидности понятийного знания, которые были представлены в данной книге, отчетливо просматриваются и в связи с его существованием в топографированном виде.

Так, при создании графических отображений четко просматриваются этапы перехода от первичных, ориентировочных, набросков к все более точной и детальной проработке заключительных вариантов картин. Подобную эволюцию переживает и процесс работы над чертежами, и подготовка карт, и создание произведений художниками. Получающийся образ может быть однородным, но может быть и целым комплексом, охватывающим самые разные грани предмета внимания. Например, проект будущего самолета включает целый набор разного рода чертежей, схем и таблиц. Изображением предмета может быть черно-белый рисунок, передающий в основном геометрию познаваемого объекта, но может быть и рисунок, использующий всю цветовую гамму, и тогда включающий в поле зрения не только фигуру оригинала, но и его особенности, относящиеся к иным фасетам. Своеобразно проявляется в топографированых когнитивных образах и существование узлового содержания. Чтобы понять это, достаточно вспомнить карикатуры, в которых даже одна, но очень информативная, опорная деталь способна сделать сильно деформированный набросок легко читаемым.

Таким образом, учет реального парараллелизма и структурированности современных познавательных потоков, как представляется, должен исходить в том числе из факта существования двух взаимосвязанных, но не совпадающих понятийных форм, которые и были названы "топографированными" и "строчными" понятиями.

ПОЛЯРИЗОВАННЫЕ И НЕПОЛЯРИЗОВАННЫЕ ПОНЯТИЯ. Смысл выделения этой пары когнитивных образов заключается в том, чтобы явно отобразить на метауровне реальное существование в исследовательской практике двух следующих, весьма характерных, типов знания. Их различие определяется степенью влияния на отображение мира того обстоятельства, что познание реализуется субъектами вполне определенной природы, а именно, человеком и, точнее даже, человечеством. Таким образом в знании появляются деформации, характерные привнесения, порождаемые особенностями человеческого рода. Конкретно данное обстоятельство предстает как подразумевание или четкое провозглашение определенной "точки зрения", "позиции", субъективной "системы координат", "взгляда на вещи". В этой связи, естественно, сразу невольно вспоминается борьба Ф.Бэкона с досадными "идолами рода", из-за которых "ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде".

В настоящее время слова Бэкона остаются вполне актуальными, но задача видится не в простом напоминании о давно подмеченной особенности процессов познания, но в последовательном отслеживании ее реальных проявлений. Проблема состоит в том, что привнесения и предвзятости, добавляемые человечеством в знание, вырастают из естественных свойств самого субъекта, а потому просто не бросаются в глаза.

Так, разве мы обычно обращаем внимание на то, что "размеры станка и расположение органов управления автомобилем должны учитывать биологические возможности человека, требуемая скорость реакции летчика при управлении самолетом не должна превышать его возможностей"? Такое осознание происходит постепенно, когда интересующий нас объект вдруг начинает вести себя не соответственно нашим меркам. А между тем, природа человека отпечатывается на познавательных процессах весьма разнообразным образом. Приведу ряд примеров:

1. В нормальной жизни мы не замечаем, что любой документ создается с вполне определенным физическим объемом, который "выражается в габарите скульптуры, количестве печатных листов книги, размере (площади) картины, длине киноленты и т.д. В общем можно сказать, что он согласуется с габаритами человека, который требует определенных удобств при его использовании, хранении и транспортировке".

2. "Исследования, производимые на материале различных языков, показывают, что максимальные длины слов в разных языках расположены в пределах, четко очерченных рамками объема оперативной памяти - 7 + 2 символов - от 5 до 9 слогов ...". К слову сказать, для компьютера такое соотношение отнюдь не является необходимым, т.е. "компьютерно-естественным".

3. "Невозможно отыскать замкнутое, то есть содержащее цельный набор мыслей, математическое построение, которое не начиналось бы с изложения на естественном языке. ... и в середине математического изложения, где обычно бывает наибольшее количество формул и символов, все связки, переходы, разъяснения, ссылки, обобщения делаются на естественном языке". Иначе говоря, математический язык при всей его полезности не является для нас органичным, что и заставляет математиков все время возвращаться в удобный слой знания.

4. На создание органичных (для познающего субъекта - "человек") форм отражения работают и такие обычные для научных текстов очень неформальные замечания и установки, как намерения искать "более простые" доказательства и рассуждения, с помощью которых достигается "экономия мысли". Кстати, еще одна близкая предрасположенность нашего сознания - избегание монотонности. Именно эта наша особенность вынуждает авторов даже прямолинейных теоретических работ заботиться о внесении в используемую лексику хоть какого-то разнообразия. Кроме того, специфика нашего сознания отражается в разбивке сплошного текста на абзацы.

5. По предположению Д.Прайса, хороший ученый в состоянии обмениваться профессиональными письмами, оттисками и препринтами, т.е. сотрудничать на разумной и приемлемой основе с числом коллег не более нескольких сотен на одного ученого. Если в ходе естественного роста дисциплина начинает значительно превышать отмеченную квоту, то исследователи теряют возможность ориентироваться в такой разросшейся области науки и начинают дробить ее на отдельные подсистемы, учреждая новые журналы, новые научные органы и т.п.: "В наше время даже самые малые отрасли дисциплин насчитывают более 100 ученых, а большие группы включают десятки и даже сотни тысяч ученых. В группах таких размеров, в согласии с нашим предыдущим анализом, должна возникать сепаратистская тенденция к образованию множества подгрупп с членством порядка 100 ученых, причем все такие подгруппы будут иметь лидеров, контактирующих друг с другом". Стоит добавить, что, с одной стороны, так появляется множество когнитивных центров, вносящих сумятицу в общий познавательный процесс, и что, с другой стороны, общий массив научного знания таким образом начинает делиться не только в силу особенностей отображаемых областей явлений, но и из-за ограниченности познавательных способностей человека (как говорят в инженерной психологии, из-за его отнюдь не беспредельной информационной "пропускной способности").

Особый интерес вызывает то обстоятельство, что создаваемые нами когнитивные образы могут быть и не отягощенными специфическими человеческими привнесениями. Скажем, "при учете гравитации законы физики становятся настолько широкими и "исчерпывающими", что оказываются инвариантными по отношению к любым совершенно произвольным пространственно-временным преобразованиям (свойство так называемой ковариантности уравнений); другими словами, физические законы, наконец, совершенно перестают зависеть от выбора системы отсчета, т.е. от произвола наблюдателя". Естественно, вполне показательно и развитие наших представлений о солнечной системе, которые после Коперника приобрели вполне объективированную форму, уже мало деформированную тем обстоятельством, что Солнце и планеты вокруг него изучаются земным наблюдателем.

Таким образом, реально в науке встречаются две характерные понятийные формы. Соответственно будем считать, что знание является поляризованным знанием, если оно выработано не неким абсолютным, бесстрастным субъектом, но содержит в себе деформации, определяемые спецификой природных свойств конкретной отражающей системы (которой в иных случаях в принципе может быть и робот, и какое-то внеземное разумное существо). Если знание приобретает форму, в содержании которой нивелированы особенности, привносимые природными свойствами конкретной когнитивной системы, то оно рассматривается как неполяризованное знание.

Конкретным симптомом того, что в знании столкнулись две выделенные понятийные формы, можно считать появление упоминаний (или впечатления), что, с одной стороны, есть нечто "обычное", "нормальное", "естественное", "здравое", "наглядное", "близкое", "свое", "родное", "похожее", "ординарное", "удобное", а, с другой стороны, есть "чуждое", "ненормальное", "противоестественное", "неординарное", "диковинное", "экзотичное" и т.п. Это еще не означает, что при попадании в подобного рода ситуации необходимо в срочном порядке менять свою позицию, но, между тем, это все же определенное приглашение к тому, чтобы ее еще раз критически осмыслить. В результате вполне вероятно установление в качестве "нормы" некоторого нового знания (например, вместо геоцентричной модели солнечной системы принимается гелиоцентричная модель), или же, в ином случае, происходит квалификация неординарных воззрений как неподтвердившихся, и тогда "естественной" остается прежняя точка зрения.

В любом случае целью познавательной деятельности является формирование знания, которое воспринимается как "естественное", "наглядное" и т.п., но в исторической перспективе это выглядит все же как переход к неполяризованному отражению мира. Динамику поляризованной и неполяризованной форм отражения мира хорошо характеризует следующее высказывание: "То, что наблюдатель, куда бы он ни шел, переносит с собой центр проходимой им местности, - это довольно банальное и, можно сказать, независимое от него явление. Но что происходит с прогуливающимся человеком, если он случайно попадает в естественно выгодную точку (пересечение дорог или долин), откуда не только взгляды, но и сами вещи расходятся в разные стороны? Тогда субъективная точка зрения совпадает с объективнным расположением вещей, и восприятие обретает всю свою полноту. Местность расшифровывается и озаряется. Человек видит".

Необходимо иметь в виду, что поляризация охватывает довольно широкий круг явлений, выделяя многие из них как естественные, "настоящие" и прежде всего достойные внимания. Так, человечество привыкло, что мир пространственно трехмерен, время течет только "вперед", что нормальным для Природы является "положительная" кривизна, т.е. это мир привычных нам "выпуклых" тел, что прогресс - это эволюция в "полезном для нас" направлении, а рост энтропии - это зло, что мы являемся "цветом" на древе развития и т.д., и т.п. В полном соответствии с такими представлениями мы и выстраиваем процесс познания Вселенной. А насколько это верно? Вдруг есть существа, для которых "нормальным" является мир противоположной кривизны? А так ли, уж, мы хорошо знаем неорганический мир, чтобы считать его примитивным, а нас самих - "самыми совершенными из всех возможных миров", - это вам ничего не напоминает? Ясно, что подобная вольная или невольная предвзятость требует отслеживания воизбежание создания ложной поляризации, ведущей к искажению получаемого знания.

Как сказывается факт функционирования поляризованных и неполяризованных понятий на научном познании? Самое главное, наличие субъектных привнесений влияет на выделение в знании сущностных смысловых ядер, что принципиально для формирования понятийного и терминологического состава науки. Например, если вы услышите, что погода "жаркая" или "холодная", то будете поступать перед выходом на улицу сообразно с этой информацией, одеваясь соответственно легче или понадежнее. Иначе говоря, будете поступать весьма различным образом. Между тем, полезно помнить, что бывают ситуации, когда такие противоположные оценки высказываются об одной и той же погоде, скажем, с температурой в 24 градуса тепла. Но в одном случае оценка является мнением вашего товарища-эскимоса, а во втором - приятеля из Африки, что и делает их столь различными. Аналогичные нестыковки когнитивных образов, увы, вполне типичны для науки, и поэтому требуют тщательного отслеживания и проверки на субъектную нейтральность.

Завершая обзор понятийных форм, представленных в данном разделе работы, хочется еще раз заметить, что, конечно, это пока довольно эмпиричная подборка их встречающихся разновидностей. Возможно, число узловых типов реально работающих когнитивных образов должно быть расширено или, наоборот, какие-то разновидности допускают объединение. Такая определенность появится лишь в ходе дальнейшей проработки затронутой проблемы. Самое главное для меня состоит в том, что при стандартизации номенклатуры требуется работа не только со знаковыми конструктами, но и с понятийным строем науки, который может весьма разнообразно варьироваться по форме и маскировать за счет этого существенно сходное единое содержание. Но позитивно то, что, похоже, эти вариации происходят в пределах вполне ограниченного, обозримого набора основных допустимых видов.

_Возврат 

Сайт создан в системе uCoz