_Возврат  

ПОНЯТИЯ + ТЕРМИНЫ:

СЛУЧАИ РАССОГЛАСОВАНИЯ

1. СИТУАЦИИ ПРЕДСТАНДАРТА В ОБЩЕЙ ДИНАМИКЕ НАУКИ

Первый факт, с которым связана проблема фиксации результатов любой когнитивной деятельности, - это необходимость закрепления знания с помощью определенных знаков. На практике наиболее привычными и универсальными знаками являются слова. Прежде всего, именно они позволяют выделять и удерживать в знании обозначаемые объекты и свойства, функционируя далее в познавательных процессах в качестве их заместителей и представителей. При этом слова традиционно рассматриваются как выступающие в двух важных ипостасях: они характеризуются “планом выражения” (под которым подразумевается сам знаковый конструкт, т.е. материальный объект, рассматриваемый как собственно слово) и “планом содержания” (к которому принято относить фиксируемый словом понятийный образ отображаемого предмета).

В обычной исследовательской практике предполагается и в основном выдерживается взаимно однозначное соответствие (изоморфизм) между единицами содержательного плана науки (ее понятиями) и ее знаковыми единицами (словами-терминами). Если говорить более точно, то в нормальной, зрелой и спокойно развивающейся науке возникающие языковые трудности обычно разрешаются, так сказать, по ходу дела, не составляя большой и особой проблемы и не отвлекая на себя большого внимания. Однако, как показывает соответствующий анализ, в историческом движении научного знания бывают моменты, когда научное сообщество неожиданно прозревает и вдруг с удивлением осознает, что сложившийся терминологический строй науки (ее номенклатура) требует специального анализа и целенаправленного реформирования на систематической основе. Истоки и характер подобного рода ситуаций можно эскизно проиллюстрировать, скажем, следующим образом.

В динамичном, активно развивающемся социуме отражение родственных или даже одних и тех же объектов, как правило, ведется в рамках многих, осуществляющихся параллельно познавательных процессов. Наиболее наглядным примером такого параллелизма в общечеловеческом масштабе является более или менее автономное изучение мира отдельными народами, которое в свое время привело к возникновению множества словарей отдельных этнических общностей. При этом происходит следующее. Во-первых, для выражения одних и тех же объектов и свойств начинают использоваться свои локально-различные лексические единицы. Во-вторых, локальные миры структурируются весьма отличным образом, т.е. вырабатываются неодинаковые категориальные сетки. Если, скажем, у северных народов появляется множество специальных слов, учитывающих нюансы свойств и особенностей использования снега, то жители тропических регионов столь же детально описывают бананы, подобно тому как в свою очередь бедуины тонко различают все связанное с верблюдами. В-третьих, словарный состав языка оказывается более консервативным в сравнении с динамичным знанием, поэтому зачастую в ходе развития познания с одним и тем же словом начинают связывать не единственное, а несколько разных смысловых значений, дифференцируемых только с помощью контекста.

Со временем общий прогресс в осмыслении мира и растущие потребности практики ведут к тому, что отдельные познавательные потоки приходят к все большему соприкосновению. Автономия производства и функционирования знания постепенно нарушается и наступает новый этап, на котором народы и отдельные культуры начинают взаимодействовать очень активным образом. Обостряется необходимость установления эквивалентности или сопоставимости слов отдельных языков. Язык становится заметным агентом общественной жизни и словно “проявляется”, т.е. начинает все более привлекать к себе внимание как объект, заслуживающий специального изучения и регулирования. Как отмечается в этой связи, “два фактора определили обращение к языку как предмету особенного размышления. Первый - возникновение письменности, и второй - открытие поначалу удивительного для каждого данного народа существования других языков. Возникновение письменности - лишь условие для рождения языковой рефлексии. Решающий импульс в этом направлении, несомненно, был связан с необходимостью сравнения своего языка с другими, с языками “чужеземцев”.”

Если сближение взаимодействующих социумов продолжается и прогрессирует, то оно может доходить до степени мощной (стихийной или направляемой) интеграции культур. В итоге объединенному социуму приходится решать сложную проблему обеспечения нормального общения своего разноязычного населения и вырабатывать некоторые общие языковые стандарты, нормы, т.е. более или менее четкие приоритеты в словоупотреблении. Какие-то слова и смыслы становятся доминирующими, остальные оттесняются на определенную периферию языковой практики. И тогда происходит весьма знаменательное событие - рождается общенациональный литературный язык и сопутствующие ему диалектные языковые формы.

Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что явления, аналогичные представленному выше (т.е., во-первых, возникновение вавилонского столпотворения в использовании терминологии и, во-вторых, последующее преодоление возникшего хаоса на основе выработки некоторых общих языковых норм), в полной мере просматриваются в историческом движении науки, периодически возникая то в одних, то в других ее областях. Между тем, как это не парадоксально, сам факт такой распространенности подобного рода ситуаций пока не осознан научным сообществом и еще не воспринимается как вполне типичный и важный феномен, обладающий достаточно определенными характерными особенностями. А что если отнестись к нему всерьез? Тогда можно увидеть, что речь идет о примечательном и своеобразном явлении в разворачивании научного знания, о явлении, которое достойно того, чтобы быть специально зафиксированным, изученным и учитываемым в общеметодологической модели динамики научного познания.

Чтобы показать типичность подобной ситуации, приведу ряд высказываний, говорящих о столкновении исследователей в общем с одной и той же проблемой, хотя и в весьма различных областях знания:

1. Неопределенность языка свойственна “подавляющему большинству разделов геологической науки, где, как указывают многие ученые, язык является чрезвычайно “мягким”, а поэтому в тектонике (науке о земле) есть термины, обозначающие десятки различных понятий, существуют такие понятийно-терминологические системы, которые используются весьма узким кругом ученых, принадлежащих одной школе, или даже одним исследователем. Вследствие неточного, порою неправильного толкования используемой терминологии в геологии часто бывают бесплодные дискуссии. Такой терминологический “бум” сказывается на состоянии геологической науки, порождает трудности “вавилонской башни”, когда ученые говорят об одном и том же как бы на разных языках, не понимая друг друга”. “Определение предметов и терминов в геологии делается, как правило, нелогично. П.Ляфит (...) вполне обоснованно пишет о том, что в геологической терминологии царит “отвратительный беспорядок”. По мнению Э.Вегмана (...), выработка правильных терминов в геологии - важнейшая задача геологической теории. В “Геологическом словаре” (...), предназначенном для того, чтобы фактически быть энциклопедией современной науки о земной коре, имеется более тысячи терминов, определенных нелогично (...). Имеются ошибки всех мыслимых типов - и амфиболия, и полисемия, и тавталогия, и плеоназм, и абсурд, и даже сумбур, но главный его порок - некогерентность (...)”.

2. “Химики флогистического периода получили от своих предшественников - алхимиков и иатрохимиков - не только богатый запас фактических сведений о различных веществах, но и великое множество названий для их обозначения. Эти названия были длинны, трудны для запоминания и неудобны для произношения; одно и то же вещество имело по нескольку названий. Флогистики также немало способствовали этому номенклатурному хаосу. Например, во времена Лавуазье для сульфата меди существовало четыре названия, для карбоната магния - десять и для углекислого газа - двенадцать. Никакой системы в химической номенклатуре не было. Разобраться во всей этой путанице становилось все более и более трудным. Единичные попытки улучшить положение не давали ощутимых результатов”. В конечном счете группе химиков все же удалось успешно разрешить эту проблему, при этом было подчеркнуто: “Нас упрекали, когда мы опубликовали наш “Опыт химической номеклатуры”, в том, что мы изменяем язык, на котором говорили наши учителя, создавшие ему его славу и оставившие его нам в наследие; но упрекавшие нас забыли, что не кто иной, как Бергман и Макер, сами требовали этой реформы. Ученый упсальский профессор Бергман писал Морво в последний период своей жизни: “Не щадите ни одного неправильного названия: знающие всегда поймут, незнающие же прислушаются тем скорее”.”.

3. “... названия жанров создавались не в трудах ученых, в процессе их исследования, но возникали стихийно, в течение веков и тысячелетий, в разных странах, на разных языках, в среде самих творцов литературных произведений, их исполнителей, слушателей, читателей, а в более поздние времена - среди писателей и критиков разных литературных направлений. И, возникнув однажды в той или иной стране, некоторые из жанровых названий усваивались затем в других странах - в одних раньше, в других гораздо позже, обрастая при этом разными ассоциациями и употребляясь в разном смысле. ... Подобных примеров много. Из них следует, что нередко одним названием обозначались и обозначаются произведения разных жанров и, наоборот, один и тот же жанр получает в разных странах и в разные времена различные названия. Можно подумать, в литературе существует столько жанров, сколько у разных народов в разные исторические времена накопилось для них различных названий. Литературоведам следует заняться превращением стихийно возникших жанровых названий - одни из них отбрасывая, другие сохраняя - в научные термины с каким-то определенным, хотя бы и условным значением”.

4. “Что же, однако, сделал Каспар Баугин для ботаники? Он, во-первых, устранил в значительной мере тот хаос, который царил в ней по части названий различных растений. Тут путаница была большая, созданная главным образом древними авторами и их позднейшими компиляторами: то одни и те же растения именовались по-разному, то одно и то же название приписывалось различным растениям. Надо было положить конец этой неразберихе, имевшей место в различных странах на различных языках. Почин в этом деле был уже сделан Баугином-старшим. Младший брат пустил в ход всю свою эрудицию, знание языков, дар критического анализа и осуществил взятую на себя задачу настолько полно, насколько это было можно тогда сделать. Во-вторых, будучи не только знатоком своего предмета, но и искусным наблюдателем и учитывая при описании растений всю совокупность признаков - форму, величину, разветвление корня и стебля, вид листьев, строение цветка, плода и семени, - он первый строго разграничил понятия рода и вида и первый же наметил основы бинарной номенклатуры растений, являясь, таким образом, предтечей Линнея, которому не совсем справедливо приписывается вся честь этой важной реформы: у Линнея, как будет показано дальше, были и другие предшественники; нарождение так называемой “естественной системы” представителей растительного и животного мира произошло не так скоропалительно, как это нередко думают”. Но разумеется, в конечном счете именно Линней - это “творец завершенной искусственной классификации, положившей конец той путанице, которая царила до него в систематике: точные определения, точная терминология, точные наименования отдельных объектов изучения и их отдельных частей - уже это одно высоко подняло его над систематиками, работавшими раньше”.

Итак, обсуждаемые ситуации наблюдаются в самых разных областях знания, встречаются в разные исторические эпохи и оказывают вполне ощущаемое для исследователей влияние на ход познавательной деятельности. К счастью, в конце концов все же происходит “чудо”, и возникающие таким образом проблемы успешно разрешаются, позволяя подвижникам науки временно забыть о пережитом номенклатурном кошмаре. Тем не менее видно, что ситуации подобного рода весьма характерны для науки, почему и целесообразно зафиксировать их явным образом, и поразмышлять о встречах с ними и об их преодолении. Для удобства, ситуации, похожие на приведенные выше, лучше сразу специально выделить, назвав их, ситуациями предстандарта. Сопутствующий им процесс выработки уточненной и приоритетной номенклатуры (в идеале - всей совокупной терминологии, употребляемой в данной области знания) в свою очередь можно назвать стандартизацией.

К сожалению, терминологическая история науки или история современной научной номенклатуры еще, похоже, не написаны, поэтому ситуации предстандарта на данном этапе их осмысления допускают, конечно, только предварительную, эскизную реконструкцию. В этой связи тем не менее отрадно отметить, что трудности с привлечением подходящего историко-научного материала отчасти компенсируются наличием иной полезной информации. Изучение вопроса показывает, что в настоящее время наряду с опорой на имеющие отношение к делу данные по истории науки, значимым для анализа ситуаций предстандарта может быть обращение к следующим материалам: по стандартизации вообще, по информационно-поисковым системам, языкознанию, терминографии, семиотике в целом и семантике в особенности, по теории коммуникации, логике и методологии науки. Напомню содержательную направленность отмеченных областей знания.

Если говорить о наработках в сфере стандартизации, то их связь с обсуждаемым вопросом подчеркнута даже в выборе термина “ситуации предстандарта”. Это не случайно, т.к. то, что приходится делать исследователям в подобные моменты жизни науки, в своем существе вполне подобно тому, что делается в более традиционных для стандартизации областях деятельности человека: “Летоисчисление, письменность, системы счета, меры и веса, денежные единицы, термины и обозначения, движение транспорта по правой или левой стороне, ширина колеи железной дороги и многое другое - все это проявления стандартизации”. Главное в ней заключается в том, что происходит “исключение ненужного разнообразия”, т.е. устанавливается набор некоторых обязательных для исполнения и точных по характеру ограничителей - “стандартов”, “норм” деятельности. Чаще всего стандартизация ассоциируется с заботами промышленности, что вполне понятно, поскольку впечатляют чисто масс-энергетические масштабы решаемых при этом проблем. Однако данный феномен очень универсален и сопровождает человечество на протяжении всей его истории и в разных сферах. Что особенно важно для анализа ситуаций предстандарта в науке, так это тот факт, что в последние годы в общей проблематике стандартизации все большее внимание уделяется проблемам упорядочения используемых обществом терминологических средств - чаще не собственно научных, но в том числе затрагивая и их.

Очень целенаправленно на проблемы языковых средств, применяемых в различных профессиональных областях деятельности, ориентирована работа в области терминографии. Главной задачей для нее считается подготовка терминологических словарей, что не сводится к пассивному собирательству, а является серьезной работой по систематическому представлению терминологии, описывающей разнообразные предметные сферы. Здесь накоплен очень хороший опыт описания и упорядочения встречаемой в документации терминологии, ценность которого вполне осознана странами с быстро развивающимися областями науки и техники. Естественной опорой для всей подобной работы оказываются исследования в области языкознания, особенно в лексикологии как науке о словарном составе языка. Особое значение в данном случае имеют труды, рассматривающие проблемы синонимии и омонимии.

Самое непосредственное отношение к проблеме предстандартов в науке имеют работы в области информатики, посвященные развитию информационно-поисковых систем. Дело в том, что в данном случае решается задача организации эффективного поиска необходимой информации, что предполагает выполнение двух противоречивых условий: необходимо обеспечить обзор всех имеющих отношение к интересующей теме важных документов, но сделать это надо по-возможности быстро и с наименьшими трудностями. В итоге приходится заниматься выработкой специальных стандартных, унифицированных средств представления содержания рассматриваемых документов и преодоления попутно множества несогласованностей в знаковом представлении этого знания в отдельных документах. Особый интерес в связи с затрагиваемой проблемой ситуаций предстандарта вызывает развитие в информатике представлений о создании специальных информационно-поисковых языков и специальных упорядочивающих терминологию словарей - тезаурусов.

К проблеме предстандартов обращены и интересы теории коммуникации. Поскольку она интересуется процессом передачи сообщений от одной сферы знания к другой, то важным оказывается все, что влияет на скорость и точность такой трансляции. Одной из разновидностей встречаемых в подобных случаях “шумов”, нарушающих нормальную передачу информации, оказывается существование языковых барьеров, причем как межнациональных, так и межпрофесиональных. Возникает особая задача их упорядочения и согласования, а в случае специальных языков, то и определенной унификации. То есть приходится заниматься всем тем, что характерно для науки в ситуации предстандарта.

Затрагиваемая проблема знакового функционирования науки, разумеется, естественным образом связана с интересами семиотики, логики и философии науки. В этом аспекте наработано много важного для понимания структуры знания, однако характерно, что исследования семиотического характера и распространенные философско-методологические исследования проводятся довольно автономно и как бы параллельно друг другу, занимаясь своими циклами вопросов без особого отвлечения на заботы соседа. Наиболее непосредственно на проблемы знакового закрепления и представления знания, как известно, ориентирована семиотика и особенно такой ее раздел как семантика, всецело посвященный анализу взаимоотношения содержательных и выразительных планов знания.

Аналогичные проблемы затрагиваются и в логике, хотя здесь есть свои не очень удачные для совместной работы особенности. С одной стороны, в логике имеются исследования, которые всецело посвященны, скажем, анализу терминологического состава теоретического знания, но они проводятся в технизированном, формализованном виде. Для обычной философии и методологии науки в этом случае возникает специфическая проблема адаптации нарабатываемых таким образом представлений к потребностям менее изощренного в техническом отношении содержательного анализа науки. С другой стороны, существует большой пласт учебной литературы по классической логике, в которой семиотическая проблематика лишь начинает находить все более активное отражение, так что основной разговор идет собственно о понятийном уровне функционирования знания. В этом смысле логика в значительной мере напоминает современную философию и методологию науки, в которой зачастую семиотические проблемы также не затрагиваются или не являются заметной темой, хотя, в то же время их существование, я думаю, не является секретом ни для одного современного методолога.

С какой целью приведен этот выписанный буквально телеграфным стилем набор дисциплин? Здесь были два основных соображения. Так, если кому-то покажется близкой обсуждаемая тематика, то полезно иметь в виду, что к настоящему времени материалы, способные быть интересными и полезными для исследователей ситуаций предстандарта, могут быть найдены под разнообразными наименованиями. Приведенный выше список призван свести вместе все основные разработки, затрагивающие данный круг вопросов достаточно непосредственным образом. В случае необходимости ознакомлению с соответствующей литературой призваны способствовать сделанные сноски, упоминающие главным образом добротные и доступные издания.

Появление приведенного выше перечня дисциплин обусловлено и еще одним соображением. Хотелось подчеркнуть тот факт, что ситуации предстандарта так или иначе находятся в фокусе внимания исследователей различной специализации. Вообще говоря, это обстоятельство весьма позитивно, поскольку свидетельствует о том, что проблема не является надуманной. В то же время необходимо иметь в виду, что в силу стихийности формирования разнообразия подходов, затрагивающих проявления ситуаций предстандарта, данное общее познавательное движение само попало в аналогичную ситуацию, т.к. породило разброс в средствах их описания. Получается нечто сходное с тем, что в свое время писалось по, в общем, близкому поводу: “Как научная дисциплина, семантика в настоящее время стала настолько сложной, а сам термин настолько многозначным, что следовало бы к самому слову “семантика” применить семантический анализ, если мы хотим избежать неприятных недоразумений и логических неточностей”. Иначе говоря, сегодня имеется своеобразный замкнутый круг - для успешного анализа, описания и преодоления встречающихся в науке ситуаций предстандарта необходимо опереться на разработки метауровня, но последние в настоящее время сами находятся в ситуации предстандарта, т.е. мы вновь возвращаемся к задаче, которую предполагалось решить изначально... Именно это обстоятельство определяет характер дальнейшего изложения, в котором просто будет представлена возможная суммативная трактовка того, что кажется сегодня важным в связи с разбираемым явлением в функционировании и развитии научного познания.

Прежде всего охарактеризуем контекст, в котором собственно появляются, развиваются и разрешаются ситуации предстандарта. Как представляется, факт их существования может быть весьма последовательно увязан с базовой для современной методологии моделью развития науки, делая ее более полной и более адекватной имеющимся сегодня данным о динамике познавательных процессов. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Если, как это стало привычным для методологии, следовать Т.Куну, то стоит начать с признания того, что жизненный путь любой науки характеризуется прежде всего ее последовательным прохождением через две основные ступени разворачивания знания:

1. Период “предыстории науки”, связанный с начальным накоплением соответствующего знания. В этом случае говорят еще, что область знания находится в состоянии “преднауки”, в “допарадигмальном” состоянии.

2. Период “истории науки”. Его начало определяется моментом формирования первой систематической парадигмы, т.е. первой общезначимой для данной области теории. Принято считать, что с принятием парадигмы наука становится “нормальной”.

Особый интерес вызывает то обстоятельство, что появлению первой парадигмы предшествует своеобразная историческая фаза в развитии познавательной деятельности, когда кристаллизующаяся область науки приобретает особое практическое или познавательное значение, и в силу этого становится своеобразной областью-аттрактором, т.е. центром притяжения активно работающих исследователей и центром все более широкой поисковой работы. В такой исторический момент происходит мощная аккумуляция всех уже имеющихся доступных данных, ведется интенсивная работа по получению нового знания, осуществляется выход исследований за пределы, очерчиваемые традиционными познавательными установками и возможностями. Подобный период в самоопределении какой-либо научной области обычно называют периодом описательной, феноменологической науки, временем выработки первичных обобщений, создания систематик и классификаций.

Ситуации предстандарта, о которых идет речь, возникают прежде всего именно в этой фазе интенсивной исследовательской деятельности. В целом они являются весьма сложным феноменом и отличаются целым набором характерных особенностей: синонимией (дублированием) и омонимией (многозначностью) сложившейся и используемой терминологии, аморфностью важных для области знания понятий, разбросом, неунифицированностью принципов их выделения. В первую очередь о столкновении с ситуацией предстандарта можно говорить в такой момент в развитии научного знания, в который остро ощущается нарушение главного принципа формирования языка науки “одно понятие - один выражающий его специальный термин”. Иначе говоря, в данном случае подразумеваются такие ситуации в историческом движении науки, в которых делается явным, отчетливо проявляющимся и регулярно напоминающим о себе неизоморфизм между планом выражения знания и его содержательным планом. Подчеркну, что собственно ситуации предстандарта складываются именно тогда, когда отмеченное рассогласование не просто сложилось (что может быть приемлемым и незамечаемым в течение весьма долгого времени), но начинает осознаваться научным сообществом как реальная и все более мешающая проблема.

Анализ показывает, что общий процесс возникновения и преодоления ситуаций предстандарта можно структурировать следующим образом.

Предпосылки возникновения ситуаций предстандарта складываются в энергично развивающихся областях науки, активно стягивающих в единый массив разнообразное доступное знание. Принципиальным и обычным для таких областей знания оказывается опора на несколько “когнитивных центров”. Когнитивные центры - это группы ученых или отдельные исследователи, работающие в высокой автономии от остальной части научного сообщества, предлагающие ответы на важные для соответствующеей сферы науки вопросы и выдвигающие в связи с этим свои версии развития языка науки. В качестве когнитивных центров реально выступают и авторитетные предшественники, и иные культуры, и коллеги, развивающие альтернативные точки зрения. Именно их существование в конце концов может вести к тому, что появляются и терминологическая избыточность (т.е. синонимия), и разброс в структурировании концептуального содержания науки, различия в использовании одних и тех же терминов. Многозначность терминов в подобный период может порождаться кроме того отставанием языка от запросов более быстро развивающегося знания, что может выглядеть как “плавание” термина над целым полем новых, но еще не очень четко дифференцировавшихся образов. Появлению дублирующих терминов, выражающих одно и то же понятие, порой способствует стремление к открытию наиболее удачной по выразительности знаковой формы, что может наблюдаться в деятельности и публикациях даже одного и того же когнитивного центра. На порождение терминологической избыточности порой работает и простое желание когнитивных центров заявить и увековечить таким образом свое пребывание в науке.

Существование нескольких когнитивных центров выступает лишь необходимой, но недостаточной предпосылкой возникновения ситуаций предстандарта. Реальным сдвигом в их вызревании становится сближение и даже сталкивание информационных потоков от различных когнитивных центров. Разноголосица в науке реально замечается лишь тогда, когда выработанные автономно идеи и термины появляются в каком-то едином контексте. Иначе говоря, исследователи “прозревают” и начинают воспринимать стыковку аккумулированных идей и терминов как конкретную проблему только тогда, когда имеется определенное коммуникативное давление, навязанность диалога. В ином случае внимание когнитивного центра просто не отвлекается от собственных изысканий, тем более что этому вовсю способствует ряд факторов, растягивающих информационные потоки в разные стороны: несовпадение терминологии, определенное различие в опорной фактологической базе, срабатывание характерного для подобного этапа познания аналитизма мышления, т.е. привычка видеть в явлениях прежде всего различающие нюансы.

Отдельные встречи с трудностями стыковки знания из разных когнитивных центров не порождают стремления к их разрешению на основе введения специальных конвенциальных норм и стандартов. Такая задача возникает лишь в случае дальнейшего развития ситуации, когда столкновение с подобной проблемой становится повторяющимся явлением, многократно напоминающим о себе. Теперь ситуация предстандарта становится вполне сложившейся, т.е. рельефной и значимой. Область науки в такой момент вполне готова к целенаправленному переводу в состояние единообразия и согласованности. Время пришло, и если научное сообщество вдруг осознало существование ситуации предстандарта - это уже не только реальная проблема для размышлений, но еще и знак вызревших больших перемен.

Создание в процессе аккумуляции разнородного материала определенной “критической массы” знания в конце концов ведет к тому, что появляются целенаправленные попытки его систематизации и приведения к более согласованному виду. Запускается механизм выработки классифицирующих идей, общих для всего получившегося массива данных. В науке все это ведет к тому, что в итоге строится система теоретических представлений, отражающих наиболее важные особенности суммарной для всего накопленного знания предметной области. Новая теоретическая основа и задает тот набор узловых точек, который собственно надлежит (а теперь еще и возможно) оформить изоморфной терминологией. В наиболее масштабных случаях подобная задача решается следующим образом.

Каждая наука ориентирована на отображение и изучение определенной предметной области, т.е. некоторой совокупности объектов и явлений. Исходная задача формирующейся науки соответственно состоит в том, чтобы четко выделить и обозначить все основные (т.е. наиболее устойчивые и важные) природные единицы подобного рода, точнее, прежде всего все их главные группы (“естественные множества”, “таксоны” ... ). Первая связанная с этим проблема заключается в том, что без выработки обобщающих теоретических идей, фиксирующих существенные особенности отображаемой предметной области, у исследователей нет возможности провести какие-либо надежные разграничительные линии, необходимые в том числе и для упорядочения находящейся в обороте номенклатуры. Скажем, без этого не решить судьбу пересекающихся по содержанию терминов - если в них фиксируется существенно различное содержание, то необходимы все функционирующие термины; если они несходны нюансами, то полезнее избавиться от терминологической избыточноти, способной заметно затруднять познавательную деятельность. Важно и то, что простое произвольное именование всех как-то распознаваемых в предметной области объектов и явлений, т.е. несистематическое присвоение им каких-то собственных или описательных имен, зачастую слишком громоздко и неподъемно. Между тем, как выясняется, разноообразие исследуемых единиц обычно может быть сделано вполне обозримым и четким с помощью открытия некоторого единого “сквозного” природного алгоритма порождения производных единиц предметной области из некоторого множества первичных, т.е. как бы работающего по дедуктивной схеме.

Так, скажем, мир химических объектов сегодня рассматривается как состоящий из совокупности простейших “кирпичиков” - химических элементов и множества порождаемых ими комбинаций - химических соединений. Подобную схему можно условно выделить как “комбинативную”. Ее успешной реализации в химии мы во многом обязаны А.Л.Лавуазье, который отчетливо “показал, что все прежде считавшиеся хаотическими явления в химии могли быть систематизированы и сведены в закон сочетания элементов, старых и новых”.

В свою очередь органический мир, впервые глобально и удачно систематизированный К.Линнеем, также фактически представлялся им как итог реализации своеобразного единого алгоритма. Правда, в этом случае рассматривался несколько иной вариант разворачивания наблюдаемого многообразия природы - последовательное порождение иерархии групп живых организмов, все более различающихся наращиваемыми морфологическими особенностями. В результате получилась многоуровневая система последовательного уточнения положения живого организма в общем строе природы: органический мир в целом - царство - тип животного/отдел для растения - ... - род - вид. Великий натуралист полагал, что таким образом им была угадана логика деяния трансцендентного Творца. Позже стало понятно, что созданная систематика очень неплохо работает, т.к. действительно имеет под собой вполне фундаментальное основание - в получившейся системе живых организмов нашла отражение реальная логика эволюционного преобразования самой природы. Такую схему естественно выделить как “генетическую”, поскольку особенности каждой таксономической группы определяются в этом случае прежде всего характером какой-то родовой для нее группы и далее некоторыми дополнительными модифицирующими, более специальными признаками. Хотя, как уже отмечалось, эта модель не совпадает с упомянутой выше комбинативной, все же принципиальнее то, что и здесь упорядочение материала и соответствующей номеклатуры произошло на основе более или менее явного принятия идеи, что фиксируемое многообразие изучаемых объектов и явлений может быть представлено как результат действия некоторого относительно простого и однородного порождающего алгоритма.

Отмеченная особенность встречаемых природных многообразий подсказывает, что номенклатуру науки необходимо и возможно строить аналогичным образом, т.е. по канонам той или иной порождающей модели. Причем создание соответствующей классификационной схемы важно еще и тем, что она начинает задавать своеобразную единую координатную сетку для еще неоткрытых объектов и явлений и тем самым позволяет синхронизировать, согласовать дальнейшую деятельность различных когнитивных центров, в том числе и терминотворческую. Создается реальная возможность внести оправданную и практичную упорядоченность, систематичность в собранные данные и осуществить широкую корректировку и дифференциацию сложившейся терминологии таким образом, чтобы ее характер и структура в целом соответствовали основным, существенным особенностям отображаемой группы явлений. Именно в этом случае появляется уверенность, что выработанная терминология способна быть не временным, а достаточно устойчивым, эффективным и удобным познавательным средством. Кроме того, как показывает история науки, после выработки в какой-то области знания первой рациональной систематики и, соответственно, согласованной номенклатуры дальнейшее терминологическое развитие науки постепенно становится предметом специальной заботы научного сообщества и начинает планомерно отслеживаться.

Поясню сказанное конкретным примером.

Обратимся к истории химии. Как известно, древние и средние века не были бесполезными для этой области знания. Более того, уже средневековье характеризуется появлением специальной и специфической формы изучения природы, которая в свое время получила название алхимии и которую “безосновательно считают тупиком в развитии знаний о веществе и его превращениях”. Манящая двумя своими главными идеями - возможностью открытия “философского камня”, способного превращать дешевые неблагородные металлы в золото и серебро, а также “элексира жизни”, дарующего бессмертие, эта попытка открытия тайн природы срабатывала даже в те давние и столь непростые времена, т.е. вела к определенному развитию методики оперирования с интересующими веществами и к накоплению фактических данных. Естественно, процесс получения нового знания в связи с общей неразвитостью производства и познавательной деятельности того времени проходил очень разобщенно и медленно.

Оживление активности начинает отмечаться лишь в эпоху Возрождения, но особенно с наступлением Нового времени. Отчаянные морские путешествия позволили открыть новые миры и обеспечили ученых новыми разнообразными данными о природе. Развивающееся производство (прежде всего ткацкое и металлургическое, а вместе с тем и нарождающееся химическое), увеличивая свою сложность и масштабы, рождало нетрадиционные потребности в материалах, а также в технических и технологических решениях, получение которых уже требовало соответствующих предварительных изысканий: “Не только в Англии, Шотландии и Франции, но, по мере приближения к концу XVII века, также и в России, Италии и Германии движение за сознательное использование науки “для улучшения ремесел и мануфактур” распространилось среди только что поднявшейся буржуазии и пользовалось благосклонностью даже в среде аристократии и просвещенных деспотов, подобных Екатерине Великой и австрийскому императору Иосифу II”. Тем не менее, даже в конце XVII в. - начале XVIII в. развитие химии еще происходит “медленно и мучительно”.

И все же, проводимые исследования становятся все более практически ориентированными и, соответственно, более массовыми, критичными и дотошными. В центре внимания химиков находятся процессы горения. С одной стороны, это обусловлено изобретением и распространением паровых машин, среди всего прочего нуждающихся в топливе, способном заменить не всегда доступные дрова. С другой стороны, растет выплавка металла, а вместе с тем растут и его потери при тепловой обработке. Становится все актуальнее проблема получения металла из обедненных руд. В качестве ответа на вызов времени появляется широко распространившаяся общая концепция, призванная объяснять свойства процессов горения - теория флогистона. В конце концов к середине XVIII в. сложилась ситуация, когда “... множество открытий, новых фактов, интересных экспериментов следовали друг за другом с удивительной быстротой. Академических трудов, периодических изданий, частных диссертаций едва хватало, чтобы опубликовать все новинки. Наука заняла все умы, но, обогащаясь бесчисленными фактами, ее теория ... казалась потерянной ... среди этих обширных приобретений. Каждый химик имел свою частную теорию”.

Итак, в историческом становлении химии наступает этап активного вовлечения в оборот разнообразного доступного материала и быстрого накопления новых данных на основе некоторых предварительных представлений о природе принципиальных для того времени химических процессов. Заметными особенностями этого этапа стали:

1. “ ... химики пользовались названиями веществ, возникшими в отдаленные времена, большей частью случайно, по предложениям ремесленников, врачей, аптекарей и алхимиков. Среди названий веществ, фигурировавших в алхимических и старых химических сочинениях, имелось множество странных и трудно запоминаемых”.

2. “Число открываемых веществ было так велико, что список названий их, даваемых без всякого руководящего принципа, случайно, по капризу или ошибке, был слишком многочислен и невыносимо неудобен. Даже еще прежде, чем распространилась теория Лавуазье, эти неудобства вызывали попытки ввести какие-нибудь более удобные названия”.

3. “ ... в начале 70-х годов XVIII века, было почти столько же вариантов теории флогистона, сколько было химиков-пневматиков”.

Основным типом объектов, вокруг которых концентрируются исследования, направленные на прояснение принципиальных для химии того времени вопросов, оказываются газы. Если прежде они не считались достойным предметом изучения, то в XVIII в. приходит понимание, что учет этой трудно уловимой субстанции важен при анализе весьма различных интересующих химиков процессов. Скажем, горение, как выяснилось, требует для своего поддержания “чего-то”, входящего в состав воздуха. В целом было подмечено, что газы оказываются реальным общим агентом в таких сопоставляемых явлениях как горение дерева, ржавление железа и появление окалины, дыхание.

Хотя полезные знания о газах уже были получены в ходе ряда привлекших широкое внимание физических экспериментов с воздухом и вакуумом, что инициировалось интересом к совершенствованию паровых машин и различных насосов, для решения собственно химических задач требовалось развитие специальной методики исследовательской работы с таким необычным типом объектов, а также повышение точности проводимых экспериментов. Соответственно, качественный химический анализ начинает дополняться блестяще оправдавшим себя в физике количественным анализом. Все это не могло не вести к прорыву, который и произошел в 1777 г., когда Лавуазье опубликовал серию статей о взаимодействии кислорода с другими веществами и ясно объяснил суть таких важных химических процессов, как горение и кислотообразование. Кроме того, было введено четкое представление о химическом элементе, как таком простейшем объекте, который далее не разложим химическими методами, и о химическом соединении как веществе, состоящем хотя бы из двух разных элементов. В результате химический мир приобрел свои понятные, надежные и устойчивые, согласующиеся с большим объемом разнообразных фактических данных ориентиры, а химия превратилась “из серии самостоятельных рецептов, подлежащих изучению один за другим, в общую теорию, основываясь на которой можно было не только объяснить все предшествовавшие явления, но также и количественно предсказывать новые”.

Появление новой теории позволило увидеть, что многие прежде казавшиеся разнохарактерными вещества и явления могут быть типологизированы и сведены в весьма обозримые множества, что задает перспективу для построения систематической, достаточно простой и удобной номенклатуры. Эта задача в 1787 г. была успешно решена группой французских химиков (Лавуазье, де Морво, Бертолле, Фуркруа), подготовивших для Академии наук специальный доклад, посвященный построению унифицированной химической номенклатуры, - “химия перестала быть мешаниной названий времен алхимии (...), когда каждый химик, используя собственную систему, мог поставить в тупик коллег. Была разработана система, основанная на логических принципах”. Основным для построения новой номенклатуры стало следование следующим правилам:

1. Все вещества прежде всего подразделяются на исходные химические элементы и производные от них соединения. За каждым веществом закрепляется только одно название. Общая установка при формирование названий - отображение в них природы и свойств отображаемых веществ. Так появляются специальные новые обозначения для простых элементов - “кислород”, “водород” и т.п. Создаются новые названия для соединений, отражающие состав последних. Скажем, название “оксид кальция” обозначает состав из кислорода и кальция, название “хлорид натрия” говорит о соединении хлора и натрия.

2. В связи с особой ролью кислорода в природных процессах встречающиеся соединения по этому признаку подразделяются на ряд характерных групп: окислы, кислоты, получаемые из кислот соли. При именовании какого-либо составного вещества его название предписывается формировать состоящим из двух слов: родового, характеризующего отнесенность вещества к определенной группе, и видового, выделяющего отличительную особенность именно данного вещества. Так, например, название серная кислота” подчеркивает отнесенность к группе кислот и указывает, что имеется ввиду кислота, характеризуемая наличием в своем составе серного компонента.

3. Вводится специальный учет однородного преобразования состава соединений, т.е. создается стандартный набор соответствующих изменений имен сложных веществ. Скажем, в зависимости от степени окисления тела формируется следующий ряд названий: “окись серы”, “сернистая кислота”, “серная кислота”, “окисленная серная кислота”.

Суммируя, можно признать, что “основная мысль новой номенклатуры, заключающаяся в том, чтобы каждый химический индивид имел одно определенное название, характеризующее его химическую функцию и состав, оказалась весьма плодотворной. Она внесла порядок и стройность в обозначения веществ, позволила систематизировать громадный фактический материал, чрезвычайно облегчила изучение химии”.

Необходимо подчеркнуть, что хотя описанный прецедент централизованного регулирования химической номенклатуры на систематической основе был очень значимым событием, при этом, разумеется, решался все же вполне определенный круг выдвинутых конкретным историческим периодом задач. Говоря более конкретно, можно отметить, что таким образом была внесена долгосрочная ясность в проблему обозначения химических элементов и простых неорганических соединений. Но наступил XIX в., а с ним и резкий рост исследований органических веществ, чему прежде всего способствовали очередные возросшие запросы практики и открытие такого мощного средства познания как органический синтез. Химия вновь попала в ситуацию предстандарта, правда, теперь уже другим своим крылом - очередной жертвой стала химия органических соединений.

Разрешение возникшей проблемы происходило по уже знакомой схеме. Прежде всего были выработаны теоретические ориентиры, типологизирующие мир органических соединений. Основные концептуальные установки в этом случае задавались теорией замещения, теорией типов и теорией химического строения. Данная теоретическая база позволила четко сформулировать ряд унифицирующих правил именования органических веществ, следование которым было призвано придавать используемой терминологии однозначность, ясность и удобство. В первую очередь сами создаваемые по установленным правилам названия органических веществ должны были четко отображать состав обозначаемых ими соединений.

Для выполнения всей этой объемной подготовительной работы была вновь создана специальная комиссия, представившая свои предложения по стандартизации действующей номенклатуры международному химическому конгрессу, который состоялся в 1892 г. в Женеве. В конце же концов было признано, что трудности подобного рода не носят случайного характера, поэтому для их своевременного и эффективного преодоления целесообразно вообще иметь постоянно действующие органы, отслеживающие состояние химической номенклатуры, рассматривающие спорные вопросы и по мере необходимости представляющие результаты своей работы научному сообществу, собирающемуся регулярно на своих конгрессах. Расширился и круг решаемых таким образом задач, так что теперь “в химии существует несколько номенклатур, поскольку необходимо давать специальные названия не только элементам и их соединениям, но и химическим реакциям, методам, аппаратам и теоретическим концепциям. Из них наиболее важна номенклатура огромного числа химических соединений ...”.

Итак, возникновение ситуаций предстандарта - это естественный для развивающегося научного познания, вполне узнаваемый феномен, который уже переживался различными областями науки. Суммируя все сказанное выше, можно отметить, что

ситуация предстандарта – это:

 

Распространенность ситуаций предстандарта говорит о том, что их существование стоит того, чтобы быть полномасштабно учтенным в современной общеметодологической модели когнитивной деятельности.

_Возврат

Сайт создан в системе uCoz